logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).

Во всем виновато Минестерство иностранных дел, в архивном отделе которого работали молодые люди. Работа была не особо сложной, поэтому у них было много свободного времени. Они любили заниматься в это время литературой и философией, а политикой особо не интересовались. В 1823г несколько таких юношей войдут в общество любомудров. Вдохновители и организаторы: Одоевский и Веневитов. В этом кружке они изучают немецкую философию, читают свои сочинения на немецком языке.

Но такие собрания превращаются после восстания декабристов. Одоевский сжигает протоколы заседаний. У него приготовлена всегда медвежья шуба и сапоги на случай, если его отправят в ссылку.

Но все это только позволяет мыслям любомудров выйти за пределы их кружка.

В 1827-1830 они организовывают журнал "Московский вестник", где на все события пытаются смотреть с точки зрения философии. Они искали цельного знания о мире. Это они находят в философии немецкого роман тика Шеллинга.

ПОЧУВСТВОВАТЬ ТОНКОСТЬ МИРОЗДАНИЯ МОЖЕТ ЛИШЬ ПОЭТ.

Истинная поэзия не разделила с философией. В поэзии человек познаёт себя, окружающий мир, законы бытия.

Главная по этическая задача: создать самобытную философскую поэзию, поэзию мысли.

Веневитов - самый знаменитый под любомудр. В его творчестве нет разнообразия тем, (не распространяется внутрь) зато идет углубление тем, развивает излюбленные идеи.

Любимая тема: поэта и поэзии. Поэт посредник между небом и землей. Природа открывает ему свои тайны. "немного истинных пророков с глаголом неба на земле"

Им не удалось создать философской поэзии, но они поставили вопрос о поэзии мысли. Это пища для Пушкина, Баратынского.

Одоевский стал знаменитым философом прозаиком. Цикл русские ночи один из самых философских книг нашей художественной словесности.

Веневитинов, Шевырёв и Хомяков входили в группу «любомудров» (название — калька с греческого слова «философ»), самая активная деятельность которой приходилась на 20-е годы 19 века.

Отправная точка их литературной деятельности – философия. Они ориентировались на немецкую романтическую философию, в первую очередь на Шеллинга; стремились осмыслить все виды человеческой деятельности в пределах общей, целостной и закономерно развивающейся картины мира. Они писали критические статьи, занимались переводами, чтобы познакомить русского читателя с наиболее значительными образцами романтической эстетики и литературы (трактат «Об искусстве и художниках»). Как романтических поэтов они воспринимают Гете и Шиллера и впервые начинают систематически переводить и толковать «Фауста», которого рассматривают как образец философской поэзии.

Все это накладывает явственный отпечаток на их поэтическое творчество. В стихах Веневитинова прорисовывается новый облик романтического поэта — «истинного пророка» («Люби питомца вдохновенья»), «с глаголом неба на земле». Этот тип поэта связан с «поэтами-пророками» гражданской поэзии 1820-х гг., но не тождествен им. Он не обличитель, а созерцатель и мудрец. Его удел — проникать в тайны мироздания («Я чувствую, во мне горит…») Все это очень близко к тому образу поэта-философа, каким предстает Гете в стихотворении Баратынского «На смерть Гете».

Кроме того, любомудры пытались создать философскую поэзию, где содержанием была бы абстрактная философская идея, воплощенная в конкретно-образной форме. Была велика роль символа, аллегории. Аллегорическая природа поэзии любомудров нередко подчеркивалась и логически-рассудочным композиционным строением, заключавшим в себе сравнение или антитезу. Так построены, например, «Три розы» Веневитинова и многие стихи Шевырева (например, «Лилия и роза», «Две чаши», «Звуки» - в последнем речь идёт о философском синкретизме трёх искусств: живописи, музыки и словесности, но предочтение отдаётся словесности).

Стилистически любомудры обращались к одической традиции, которая представляла собой «высокий» стиль, изобилующий архаизмами и славянизмами, со сложными синтаксисом. Эта традицию любомудры использовали совершенно сознательно - она явилась реакцией на легкость пушкинской школы. Вообще любомудры упрекали Пушкина в недостаточной философской и интеллектуальной насыщенности творчества; в том, что он легкомысленный поэт. Поэзия мысли, по их мнению, и должна говорить затрудненным, метафизическим языком (Шевырев «Мудрость»). Но технически сформировать философскую лирику невозможно, поэтому мастерами философских стихотворений мы сейчас считаем не любомудров, а Пушкина, Баратынского.

Однако философская поэзия любомудров оказала влияние на Тютчева и раннего Лермонтова, у которых тоже можно нередко заметить сравнения-аллегории и строго логические композиции. Да и вообще деятельность любомудров не прошла бесследно. И созданный ими тип романтического поэта, и их философская лирика — все это оказало влияние на поэзию 1830-х гг. Они доказывают, что «высокая» лексика может создать эмоциональное напряжения стиха и сделать так, что поэт действительно воспринимается пророком.