40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
В «Мёртвых душах» сливаются воедино социальные и нравственные вопросы. В центре стоит извечная проблема добра и зла, которая осмысливается Гоголем как проблема «живого» и «мёртвого». Проблема живого и мертвого звучит уже в авторском названии поэмы: понятно, что речь идёт в первую очередь о ревизских душах, но есть и другой смысл, прямой. Души по определению не могут быть мёртвыми, душа напротив, бессмертна. А мертвые души – это окаменелости, в которые превратились русские помещики и чиновники, утратившие свои бессмертные души. Мёртвая душа – душа, которая остановилась в своём внутреннем развитии, стала холодной и равнодушной, неспособной к творчеству, любви, состраданию. Таким образом, центральный мотив поэмы – омертвение живого. Он проходит через весь текст и показывается разнообразными художественными средствами. 1. Мертвенность этого мира определяется как засилье в нем материального. Поэтому в описаниях так хорошо используются длиннейшие перечисления материальных объектов, которые как будто вытесняют духовное. 2. Поэма изобилует фрагментами, написанными в гротескном стиле, и одним из излюбленных приемов автора является прием “омертвления живого: персонажи неоднократно сравниваются с животными или вещами, человеческое тем самым как бы передвигается в более низкий “животный” ряд, в то время как последнее возвышается до человеческого. Характернейший пример этого - “диалог” Чичикова с индейским петухом, происходящий в то время когда герой гостит у Коробочки. 3. Мертвенность мира подчеркивается и его статичностью: всё будто бы когда-то замерло. Книга Манилова как была когда-то открыта на 14 странице, так она на ней и открыта. Как во время грозы загущаются и наливаются свинцом тучи, растет напряжение в атмосфере, как в “Мертвых душах” постепенно мрачнеют краски, и в финале мотивы мертвенности концентрируются в наибольшей степени. Как во время грозы наступает разрядка, так в поэме частная история Чичикова незаметно переходит в рассуждение о судьбе Руси, “бойкой необгонимой тройки” которая и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть ее.
Художественное пространство поэмы составляет 2 мира – который можно условно опредленить как “реальный” и “идеальный”.
Реаьлный автор описывает как картину российской жизни – при этом Гоголь стремится к максимальной широте, охвату. Мир этот уродлив, страшен – это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры там извращены – но живя внутри этого мира нельзя увидеть этой аморальности.
В этом мире Ноздрев, Манилов, прокурор – который прелестно вышивает по канве, Плюшкин – прореха на цивилизации – карикатуры современников.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».