20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
А. С. Пушкин — не только повествователь, сочинитель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям необыкновенную достоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реален образ его автора. Автор как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Автор — живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения автора в события романа органичная, творчески оправ данная: не нарушая ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.
Присутствие образа автора мы замечаем с самого начала романа, например, поэт подчеркивает типичность полученного Онегиным образования, более того, включает в эту социальную среду и себя.
Пушкин всячески отстаивает свою, независимую от главного героя оценку событий, жизненных ценностей, противопоставляя пресыщению Онегина театром восхищение им, называя театр “волшебным краем”, холодному отношению Онегина к балам — свое восторженное отношение к ним: “Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд...” Настроение поэта в начале романа игривое, ветреное, переменчивое. Он поклоняется женским ножкам, уподобляясь Онегину и всему пустому аристократическому обществу, изучившему “науку страсти нежной”, воздавая дань юношеским забавам.
Автор здесь легкомысленный, вполне в духе “света пустого”, типичный завсегдатай столичных балов.
Поэт гораздо выше слабостей, поверхностных увлечений, внутренний мир его богат, многообразен. Преодолев привлекательность аристократической среды, автор поднялся над ней, освободившись от пошлости, пустоты и однообразия светского образа жизни, и на этой почве сошелся с Онегиным.
Однако Пушкин неоднократно подчеркивает, что отождествлять его с Онегиным неуместно: правда, критическое восприятие действительности, протест против пошлости, бездуховности, поиск общественных идеалов, стремление реализовать себя, чтобы не “глядеть на жизнь, как на обряд” очень сближает автора и Онегина.
Автор шире, восприимчивее Онегина, он находит источник радости в том, его ироничный Евгений может даже не заметить. У Онегина отсутствует поэтическое восприятие мира, Пушкин и в часы сердечного одиночества испытывает полноту впечатлений, творческий подъем:
Автор очень любит Татьяну, ее задумчивую мечтательность, глубину и постоянство чувств, напряженность душевной жизни — да, это его, повзрослевшего духовно, идеал женщины, он даже отождествляет ее со своей музой.
Очень доброжелательно относится автор к романтически восторженному Ленскому, свободолюбивые настроения которого и вера в святость и всепобеждающую силу настоящей дружбы кажутся слепком юношеского портрета Пушкина. Но автор давно пережил период увлечения романтизмом, и теперь иронично подчеркивает высокопарность модного литературного течения, его оторванность от действительности. Правда, к иронии подмешивается и горечь от невозвратности времени.
Образ автора, возникающий на страницах романа, — живой, ищущий, искренний, мечтательный и ироничный, — интересен своеобразием личности, оригинальностью взглядов, доброжелательностью к героям. Мы следим за его судьбой с неменьшим интересом, чем за судьбами главных героев произведения.
21. Проблема характера в «Евгении Онегине». В ЕО новые принципы создания характеров – так как здесь нет большого количества событий, но все узловые, поворотные и то, как ведет себя в них герой определяет его поведение, определяют его личность.
Так Татьяна - образ романтический. Показано, что она воспитана на романах, на идеях той любви, и поэтому появление Онегина разрешило ее судьбу навсегда, потому что Онегин совпал с тем образом из романов.
При этом герои свободны в выборе своего поведения, автор нам предлагает лишь весь спектр возможного развития их жизни, а уж сами герои выбирают, при этом выбирают самый худший вариант. Смерть Ленского – описание его возможной судьбы. Поэтому получается, что герой творит свою судьбу сам.
Вместе с тем образы раскрываются и через окружение, так Онегин – социально реалистичный тип с хандрой, порождение своего общества и при том отрицающий его же, поэтому это приводит его к пути без цели, прожиганию, унынию, апатии, он разочаровывается во всем. И мы можем познать Онегина через лирические отступления автора о высшем свете, о балах, о ножках, ведь как бы Онегин не отрицал свое родство, но это его стихия. И именно так и поняла его характер Татьяна, когда осматривала его жилище – через вещи из того мира.
На контрасте – окружение Татьяны. Это парадный образ, близкий к природе, не даром ей нет ничего милее ее полей – они ей дороже Питерских балов. Именно поэтому автор использует смену, цикл природы – и как цикл развития любви Татьяны.
Лето – знакомство
Осень – признание, томление
Зима – именины, дуэль, сон и отражение в зеркальце
Весна – узнает его заново (“обновление”)
Зима – ”сковало”, увозят в Питер
Весна – развязка с Онегиным
Также раскрывет ее характер ее воспитание – гадания, народные песни, сказки, няня – все национальный русский характер. И воспитание Онегина – по контрасту – когда он с юных лет “скакал” по жизни, прожигая и уже в раннем возрасте не веря, не любя.
Образ Ленского – восторженного поэта, романтического мировоззрения, чувство преобладает в нем над разумом.
Волна и камень, лед и пламень – Ленский и Онегин.
Евгений Онегин
Пушкин и сам менялся, когда писал роман. ОН начал его во внутреннюю злую минуту, когда начинает осознавать свою духовную злость. И в этом смысле роман это хорошо отразил и очень хорошо отражено в романе – “энциклопедия русской жизни”. Роман вырастает не на пустом месте. Все здесь необычно, даже специальная строфа была изобретена. Основа была литературная, источником для него стала поэма Байрона “Дон Жуан”. Отсюда он взял сам способ развития сюжета – разного рода происшествия. И его герой также свободно перемещается.
И в Онегине Пушкин использует те же самые различные по жанру моменты. И элементы баллады, мадригал, эпитафия, гротеск, сатира. То есть в “Онегине” вся палитра жанров, при этом он их обычгрывает. И повествование от этого очень живое яркое, не монотонное – как реальная жизнь.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».