logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

41. Второй том «Мертвых душ».

Второй том «Мертвых душ» уцелел лишь в отдельных главах и фрагментах. Продолжение поэмы давалось Гоголю трудно, 2 том писался медленно и по крайней мере дважды подвергался уничтожению. Здесь сказалось не только тяжёлое душевное состояние Гоголя, но и изменение замысла.

Как известно Гоголь задумывал 3 тома. Трёхчастная композиция напоминает «Божественную комедию Данте, и во 2 части Гоголь хотел изобразить Чистилище для Чичикова, он должен был раскаяться. То есть прослеживалась бы мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования русской действительности в лучшую сторону. Неприглядные герои 1 тома в дальнейшем должны были прийти к духовному просветлению и перерождению. Некоторые намёки на это прозвучали уже в конце 1 тома в обещании автора показать в дальнейшем «несметное богатство русского духа» (эти обещания встревожили Белинского своим славянофильским оттенком и невозможностью их реалистического воплощения).

В то же время замысел Гоголя открывал важные стороны его творческой эволюции. Выражая неудовлетворённость своими предшествующими произведениями, «населёнными» в основном отрицательными персонажами, писатель мечтал о положительном герое, изображение которого опиралось бы на саму жизнь. (Эти мысли отразились в «Переписке»).

Во 2 томе это, например, Костанжогло – энергичный и экономный хозяин, выводящий Россию из состояния застоя. Но помимо воли автора в его облике явно проступают черты рационализма, сухости.

Ещё более неубедительным получился другой положительный образ - мудрого философа и христиански кроткого человека, откупщика Муразова, нажившего безукоризненно честным путём миллионное состояние, которое он употребляет для добрых дел.

Одним из главных идеальных героев 2 тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор. Как и Муразов, он в основном играет роль резонёра. Примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты 2 тома: в ней нарисована неприглядная картина России со взяточничеством, беззаконием и т.д.

Интересны образы других героев – Тететников, Платонов, Хлобуев. В их лице Гоголь обращается к изображению сложных, противоречивых характеров и душевных движений.