41. Второй том «Мертвых душ».
Второй том «Мертвых душ» уцелел лишь в отдельных главах и фрагментах. Продолжение поэмы давалось Гоголю трудно, 2 том писался медленно и по крайней мере дважды подвергался уничтожению. Здесь сказалось не только тяжёлое душевное состояние Гоголя, но и изменение замысла.
Как известно Гоголь задумывал 3 тома. Трёхчастная композиция напоминает «Божественную комедию Данте, и во 2 части Гоголь хотел изобразить Чистилище для Чичикова, он должен был раскаяться. То есть прослеживалась бы мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования русской действительности в лучшую сторону. Неприглядные герои 1 тома в дальнейшем должны были прийти к духовному просветлению и перерождению. Некоторые намёки на это прозвучали уже в конце 1 тома в обещании автора показать в дальнейшем «несметное богатство русского духа» (эти обещания встревожили Белинского своим славянофильским оттенком и невозможностью их реалистического воплощения).
В то же время замысел Гоголя открывал важные стороны его творческой эволюции. Выражая неудовлетворённость своими предшествующими произведениями, «населёнными» в основном отрицательными персонажами, писатель мечтал о положительном герое, изображение которого опиралось бы на саму жизнь. (Эти мысли отразились в «Переписке»).
Во 2 томе это, например, Костанжогло – энергичный и экономный хозяин, выводящий Россию из состояния застоя. Но помимо воли автора в его облике явно проступают черты рационализма, сухости.
Ещё более неубедительным получился другой положительный образ - мудрого философа и христиански кроткого человека, откупщика Муразова, нажившего безукоризненно честным путём миллионное состояние, которое он употребляет для добрых дел.
Одним из главных идеальных героев 2 тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор. Как и Муразов, он в основном играет роль резонёра. Примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты 2 тома: в ней нарисована неприглядная картина России со взяточничеством, беззаконием и т.д.
Интересны образы других героев – Тететников, Платонов, Хлобуев. В их лице Гоголь обращается к изображению сложных, противоречивых характеров и душевных движений.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».