15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
«Граф Нулин» — поэма Александра Сергеевича Пушкина. Была написана в конце 1825 года; напечатана в 1827 году. Литературовед Сергей Михайлович Бонди называет её первой реалистической поэмой в творчестве Пушкина.
А. С. Пушкин при написании этого лёгкого юмористического водевильного текста отклонился от моделирования традиционного романтического изображения действительности. Он как бы поставил перед собой задачу отобразить быт ничем не примечательных (с точки зрения романтического канона) людей одновременно с изображениями русского пейзажа, которые органично дополняют генеральную сюжетную линию. Стиль этой поэмы — практически разговорный, язык чрезвычайно простой, иногда пародийно репрезентирующий возвышенную романтическую лексику. В целом стилевую специфику можно охарактеризовать в рамках традиционного для творчества Пушкина середины 1820-ых приёма плавного перехода от высокопоэтического романтического дискурса, творчески обыгранного поэтом, к лёгкому и непринуждённому шутливо-ироничному тону. Иногда такой новаторский для русской литературы стилевой переход осуществляется плавно и ритмично, а иногда — быстро и неожиданно, что создаёт неповторимое «настроение» поэмы. Согласно замечанию С. М. Бонди, эта поэма — единственная из четырёх шутливо-иронических сочинений А. С. Пушкина, в которой ирония не используется в качестве оружия в литературно-политическом состязании, актуальном для того исторического периода. В «Графе Нулине» шутливая трансформация языка и нарочитая легкомысленность сюжета является самоцелью и самоценностью и может быть воспринята как игра с читателем, в которой последний предстаёт как равный поэту по статусу.
Сам Пушкин в разъяснительных заметках к «Графу Нулину» пишет о том, что его поэма представляет собой пародийную интерпретацию шекспировской поэмы «Лукреция». В то же время незатейливой сюжетной канвой и жарновым языком своего текста он приучает читателя и критика к высокопоэтическому восприятию обыденности. Он подчёркнуто дистанцируется от романтического канона описания художественной действительности, помещая главную героиню поэмы не в устоявшийся элегический антураж (ночью, при луне, в белом одянии), а моделирует «приземлённую» бытовую мизансцену: она появляется перед читателем «в ночном чепце и при платочке» в заспанном виде.
Демонстративно приземлённое описание реалий сельской жизни деромантизирует восприятие поэмы в традиционном понимании этого процесса. Пушкин акцентирует внимание на скуке, грязи, ненастьи, на заднем дворе графского имения, а кульминацией описания неприхотливого «отталкивающего» быта является короткое упоминание о драке козла с дворовой собакой, за которой, скучая, супруга Нулина наблюдает через окно. Намерение парафрастической трасформации шекспировского конфликта (Тарквиний-младший обесчестил супругу военачальника Коллатина Лукрецию, которая вынуждена была совершить самоубийство, а Коллатин и его сподвижники поднимают народное восстание, которое завершается окончательным низвержением и изгнанием царской династии, которую представляет Тарквиний Гордый, отец Таркиния-младшего) может быть воспринято, скорее всего, только как интратекстуальный повод для создания этой новаторской поэмы. Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась, я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть». Таково объяснение самого Пушкина, которое органично передаёт мировоззренческую направленность и полушутливую бурлескную тональность, которая сопутствовала автору и формировала его настроение в период написания поэмы. По сути, мотивирование авторского замысла выдержана в схожем жанровом дискурсе, что и само сочинение.
По всей вероятности, А. С. Пушкин задумал написание этой поэмы совершенно спонтанно, находясь под воздействием полученных благоприятных для него известий о скоропостижной смерти императора Александра I в Таганроге, из чего он сделал вывод, что вскоре ему удастся выехать из Михайловского, в котором он, по распоряжению, исходившего из высших эшелонов власти, более года (с лета 1824) вынужден был находиться в качестве затворника. Вероятно, именно полученное известие сподвигло Пушкина на размышления о значимой роли случайности в истории личности и государства, что и стало биографическим поводом к написанию поэмы.
Поэма «Граф Нулин» вызвала массу противоречивых откликов в литературной критике. В первую очередь Пушкина упрекали в «безнравственности» и в легковесности содержания произведения. В то же время следовали укоры по причине введения Пушкиным неэстетичных прозаизмов в высокопоэтическую литературную речь. Проблема использования фонетических, лексических и синтаксических элементов «презренной прозы» в поэтическом тексте чрезвычайно заботила Пушкина всё время, к ней А С. Пушкин часто обращался в своих критических заметках и очерках.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».