1851Г – “Царскосельский лебедь”
Это время, когда литература принципиально другая и голос Жуковского уже не так слышен, и он нашел свою нишу – переводы, в том числе и восточных поэм. Однако сам он осознает себя покинутым, одиноким и живет за границей. И это стихотворение об одиночестве, о непонятости, об отторженности от быстротекущей жизни. Это стихотворение биографично. Пишет, что жил при 3 царях (Екатерина, Петр и ***). Важно для Жуковского, что его время уже ушло. Лирический сюжет – лебедь, про которого все забыли и он поднимает в последний полет, последний крик и камнем вниз – крик верности самому себе. Так себя ощущает человек, что он отторгнут литературой, которую сам же сделал – он меняет содержание лирики. В лирику входит подвижная человеческая эмоция. И коль меняется предмет содержания, то меняются жанры (любимые – элегия, баллада, дружеское послание, песня, романс) и кроме того у Жуковского начинает формироваться образы лирики – отрывок (“Невыразимое”). Философскую мысль Жуковский показывает как незаконченное:
- он закладывал основы суггестивного стиля (“внушение”) – это такой стиль, когда создается построение/эмоции и на основе этого внушается идея
- он одним из первых приходит к романтизму (как самостоятельному литерат. течению). Созерцательно-философиский, созерцательно-психологический стиль. Центральное понятие у Жуковского Человек и Душа вообще.Неслучайны душевные состояния человека и его анализ – объект изучения. В человеке его интересует как то, что создано Богом, а не как социум. Человек и Душа – как вне времени в принципе.
Жуковский саму действительность выводит из души человеческой, когда душа вызвана из небытия.. Поэтому лирические произведения Жуковского всегда представляют собой размышление, которое вырастают из наблюдения, созерцания. И это созерцание рождает размышление. В элегии 2 плана: медитативный и предметный (пейзажный), потому что Жуковский соединяет описание и переживание. При это лирический герой – пантеистически слит с миром и улавливает малейшее изменение. И Жуковский первым изображает динамику, переходы из состояний. Жуковский очень любит пограничное состояние – сумерки, вечер, так как этот момент позволяет передать динамику, при этом смену освещения, борьба света и тьмы – как раз взгляд наблюдателя. Жуковский сосредоточен не только на зрительном впечатлении, он еще включает осязательное и слуховое.
“Сельское кладбище”. Все это как раз позволяет передать неуловимое в мире. Для Жуковского это важно – это знаки иного мира в бытии. Мир природы в душе лирического героя всегда рождает воспоминание – центральный момент в лирике, так как оно позволяется приникнуть к миру запредельному, к “небесному ТАМ”, а это по Жуковскому – “истинная обитель души”.
У Жуковского двоемирие: земное - здесь и небесное – там – это основная антитеза, которая появляется в “Сельском кладбище” (1802г), это перевод Грея (кладбищенская элегия, мысль о смерти). Но Жуковский значительно меняет оригинал, вводит смятение перед мыслью о смерти и вводит другой стиль изображения. Основной тезис элегии –все равны перед смертью и человек не спасется от небесного там.
Но сама мысль о смерти задается стилем. Все изображение построено на спаде – от вечера, живой тишины и сна живых к мертвому сну могил, то есть сама мысль о смерти – словесный лейтмотив, повторящиеся слова (словосочетания, близкие по значению) – “мертвый сон – непробудный сон”. Но Жуковский реализует одновременно весь спектр значений – “мертвый сон” – 2 значения, но оба работают. Но для Жуковского сметь – не конец, а лишь этап в жизни. И между “здесь” и “там” нет непереходной границы. И эта мысль будет и дальше.
Ранняя лирика – это всегда условный пейзаж, но постепенно Жуковский начинает вводить мир конкретной природы, пока он слабо индивидулизирован, но конкретный.
“Славянка”
Это река в Павловске. И все предметы ведут к воспоминанию, размышлению. И каждый новый предмет – это новый виток. Изображение природы – “пейзаж души”. Он рисует не саму природу, а то как она отражается в душе.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».