35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
Само название – символично, как образ мира, но самое главное в этом городе – лужа, то есть как центр миргородского бытия. В Миргороде совмещаются повести совершенно различные по стилю. Старосветские помещики – идиллия, Тарас Бульба – эпос, Вий – таинственная повесть-притча, Как поссорились – совершенно прозаическое, без движения и героики. И самое дорогое – дружба, которая разрушается мгновенно из-за пустяка.
Современное прошлое и абсолютное прошлое – хронологическая распахнутость – разное проявление духа. И идея того, что мир опять уходить в пошлость, обычность, погружается.
Здесь меняется система рассказа, появляется условный рассказчик (как голос всегда оказывается свидетель, всегда знаком со всеми героями, но тем не менее это безликий голос). В Мирогороде меняется принцип изображения – усиление принципа детализации, то есть предмет играл существенную роль и через него раскрывался герой, но никогда ведущую роль на себя не брал. В Миргороде предмет/вещь – это то, ради чего все может пухнуть, вещи ведут свою жизнь. Еда – существенный мотив. Вещь начинает существовать на равных с человеком, а потом и вытесняет человека, устроила гармонию между людьми, то есть мир обрушивается, дробится.
Описание пейзажа деревни, с гусями, поросями, заборами – статика.
“Старосветские помещики” – Толстогубы. Жизнь их – идиллия – дремлющие грезы, все у них с любовью, участием, спокойствием. Описание комнат огромно – вещи уже начинает преобладать (“собирала все, хотя сама на знала – на что оно потом употребится”). “Пение дверей” – вещи живые, каждая имеет свой голос. Хозяйство только в готовку – вернья, меда, пастилы, водка – “приготовлять на запас” – культ еды (“ужасно объедались”). Они ничего не делают, но постоянно едят. Здесь трагизм – вещь вытеснила человека. Когда хоронили жену Толстогубов не плакал, а увидев, что нет ее стула – зарыдал. Не смогли друг без друга.
“Как поссорились”
Ив Иванович – богат, толстый, жадный, хитрый, барский.
Ив Никифорович – худ, немногословен.
У Ив Ива – боязливый характер, а у Ив Ника напротив “огромные шаровары” (выщь заменяет черту характера). Много тесноты – улочка в которой 2 телеги вытаскивают за задние колеса. Поссорились из-за ружья и гусака. Ив Ив подпилил гусиный хлев Ив Ника и побежал в уездный суд, чтобы успеть заявить о будущем злодеянии Ив Ника. Мир настолько тесен, что Ив Ник застревает в дверях – вещи застилают людей.
Миргород не просто продолжение вечером – это новый этап развития автора. В изображении быта помещиков уже нет романтизма, красоты, здесь жизнь опутана паутиной мелочных интересов, тут царство корысти и пошлости.
1) изменение темы – все возвращается в пошлость.
2) В Миргороде Гоголь расстается со своим рассказчиком - здесь появляется новый повествователь, голос человека, который при всем присутствовал и всех знает.
3) Старосветские помещики
Распад патриархально-помещичьего быта. Изображает с иронией, с сарказмом – о бессмысленности пошлого существования. Тускло и однообразно протекают дни и не для них мира, кроме своего двора. ТЕСНО! Они не выходят за частокол. Важная деталь описания картин – как напоминание о другом мире, но они не помнят их содержания – “позабыли”. Отношение автора к ним – сложное, ирония + любовь. Но все же это страшное обнищание души – и даже любовь становится никчемной.
4) Реалистические и сатирические мотивы усиливаются и в “Как поссорились”. История глупой тяжбы двух миргородских обывателей и здесь уже не ироничная усмешка автора, а гнев – “скучно на свете господа” – с виду забавный анекдот превращается в ужасную действительность. При описании героев автор применяет жгучую иронию – ”Ив Ив – богомольный и хороший человек – а с нищими поговорит о еде да и уйдет” => лицемерие и жестокость. Впервые здесь мишенью чиновничество. Судья – рассказывающий о дрозде, секретарь пьяный и свинья стащившая жалобу. Тяжба в течении 10 лет – сатира на чиновничество.
5) Композиция построена таким образом, что и повести не только оттеняют друг друга, так как они различны и по стилю, и по времени, но и усиливают эффект каждой.
Поэзий героического эпоса в “Тарасе Бульбе”, пошлость старосветской идиллии, гибель философа Хомы Бруты, Вий, жалкое убожество Как Поссорились.
Стили разные – Как поссорились – сатирическая ирония, где Восторги – это осуждение. При этом рассказчик прикидывается простаком, единственный раз, где заговорил сам Гоголь – “скучно на этом свете, господа!” + вещизм, противоположный Тарас Бульба – где идеал – нет стен, есть свобода
36. Гротеск в «Петербургских повестях» Гоголя.
3ий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство.
Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”. Причем фантастика подается с реальными чертами – встреча Ковалева в казанском соборе со своим носом, где нос стоит в мундире и живет своей жизнью. Но Ковалев не может его вернуть, потому что тот выше его по чину и их диалог – человека и его носа – реален. Такой можно услышать между двумя неравными чиновниками => фантастика нисколько не мешает, более того, она не так страшна как реальность, так как в этом мире все сдвинуто: человека заменил чин, красота и любовь продаются, чиновники и полицейские – взяточники. Поэтому история с носом – это еще ничего.
Ковалев и его нос, в этом конфликте побеждает нос, ведь у него звание выше. Положение человека унизительно, без носа он и по службе не пробьется, и всегда он причитает, что у него слишком много знакомых в высших кругах. + идея раздробленности.
В “Портрете” Чартков – частный, трудолюбивый художник с талантом. Но он попался на легкие деньги. Это повесть о трагедии художника с талантом, но погубленного пошлостью этого мира. + “Шинель”, где шинель – образ дьявола.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».