Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
В литературном процессе выделяются два основных периода. Первый характеризуется движением от сентиментализма к романтизму; второй — от романтизма к реализму. Эта литературная периодизация естественно совмещается с исторической. Согласно последней, первый период охватывает путь, пройденный русской литературой от всемирно-исторических событий первой буржуазной революции во Франции через Отечественную войну 1812 г. к восстанию и поражению декабристов; второй — от николаевской реакции к демократическому подъему, начало которому кладет 1855 г., ознаменованный окончанием Крымской войны и смертью Николая I.
В учебнике Соколова А.Н. выделяются больше периодов. Первый период 1801-1815 гг. В 1801 году по инициативе молодых литераторов возникают: Дружеское литературное общество (в Москве) – положило начало в литературе эстетике тех идей и принципов, которые в дальнейшем своем развитии должны были привести к романтизму. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге) – проводило просветительские идеи, освященные жизненным подвигом Радищева. Возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого связано с творчеством В.А. Жуковского, Батюшкова. Второй период 1815-1825 гг. Продолжает развиваться романтизм Жуковского и его последователей. Развивается революционно-романтическое движение. Третий период 1825 – 1842 гг. Утверждение реализма. Появление в печати в 1825 году отдельных частей «Горя от ума», работа Пушкина над романом в стихах и «Борисом Годуновым». Кончается господство романтизма, торжество реализма. Произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Период завершается изданием в 1842 году первого тома «Мертвых душ». Появляются критические статьи Белинского, в которых он разъяснил историческое значение творчества Пушкина, Гоголя, Лермонтова и обосновал принципы реалистической эстетики.
Социально-исторические основы: В 18 веке начался период разложения феодально-крепостнического строя. Борьба против крепостничества становится исторической задачей передовых людей России. Война 1812 года вызвала национальный подъем. С 1815 года – революционное движение в России, Орден русских рыцарей, 1816 – «Союз спасения», тайное общество будущих декабристов. Острый кризис феодально-крепостнической системы.
В развитии лит-ры есть определенные стадии. Античная («Илиада» и «Одиссея»). Из «Поэтики» Аристотеля выросла вся филологическая наука. Далее мы выделяем классицизм, сентиментализм, романтизм – стадии, принципы, формирование. Аристотель сформировал мировоззрение, определил, что такое искусство (это подражание природе). Сумароков, Ломоносов делали эстетику. В 18-19 вв. происходил слом мышления, нарушался постепенно принцип нормативности (начинают писать не так, как надо, не так, как должно). С принципом нормативности связан принцип жанровости. Тема тянула за собой жанровую форму: об исторических событиях повествовала ода (проанализировать идеальный образ монарха), показать порок – сатира. Мыслили жанрами. На арену стали выходить маргинальные жанры, раньше деление на высокие и низкие жанры (чтобы стать поэтом, нужно написать героическую поэму, в высоких жанрах (трагедиях, например) не появлялись крестьяне). В 19 веке стали осознавать, что тесно, хочется выразить себя. М.Н. Муравьев создает оды, но в них появляется сентименталистский момент – пейзаж (поэт написал, что сам видел, но в оде было запрещено авторское присутствие). Жанр оды разрушается, т.к. поэт нарушил правила. Будет меняться объект изображения. Кюхельбекер начинает говорить о себе. Жанровая система не удовлетворительна. Каждый поэт творит свой мир – Грибоедов (Поэта, драматурга можно судить только по тем законам, которые он сам над собой признает. Романтикам формы тесны.
Выступают на первый план маргинальные-периферийные жанры:
- Дружеское послание – лирический герой говорит о себе. Характерно хоровое сознание (бегство в поисках творческого уединения).
-элегия вообще не указан как жанр.
-жанр абсолютической пьессы(бытие) мгновенный снимок действительности.
Развиваеться трагедия и драмма (озеров) формируеться стилевое мышление вместо жанрового. У каждого поэта формируеться комплекс излюбленных жанров.
Основы русского романтизма
+Русский романтизм формирует идею
+не так сильно реализуется принцип романтической иронии
Гражданский романтизм-творчество декабристов
Неоклассический романтизм(батюшков) культ античности
Философско-психологический(созерцательный)
Философский-веневитин хомяков шеварев
Синтетический-пушкин, лермонтов, философский-воротынский.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».