logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.

В литературном процессе выделяются два основных периода. Первый характеризуется движением от сентиментализма к романтизму; второй — от романтизма к реализму. Эта литературная периодизация естественно совмещается с исторической. Согласно последней, первый период охватывает путь, пройденный русской литературой от всемирно-исторических событий первой буржуазной революции во Франции через Отечественную войну 1812 г. к восстанию и поражению декабристов; второй — от николаевской реакции к демократическому подъему, начало которому кладет 1855 г., ознаменованный окончанием Крымской войны и смертью Николая I.

В учебнике Соколова А.Н. выделяются больше периодов. Первый период 1801-1815 гг. В 1801 году по инициативе молодых литераторов возникают: Дружеское литературное общество (в Москве) – положило начало в литературе эстетике тех идей и принципов, которые в дальнейшем своем развитии должны были привести к романтизму. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге) – проводило просветительские идеи, освященные жизненным подвигом Радищева. Возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого связано с творчеством В.А. Жуковского, Батюшкова. Второй период 1815-1825 гг. Продолжает развиваться романтизм Жуковского и его последователей. Развивается революционно-романтическое движение. Третий период 1825 – 1842 гг. Утверждение реализма. Появление в печати в 1825 году отдельных частей «Горя от ума», работа Пушкина над романом в стихах и «Борисом Годуновым». Кончается господство романтизма, торжество реализма. Произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Период завершается изданием в 1842 году первого тома «Мертвых душ». Появляются критические статьи Белинского, в которых он разъяснил историческое значение творчества Пушкина, Гоголя, Лермонтова и обосновал принципы реалистической эстетики.

Социально-исторические основы: В 18 веке начался период разложения феодально-крепостнического строя. Борьба против крепостничества становится исторической задачей передовых людей России. Война 1812 года вызвала национальный подъем. С 1815 года – революционное движение в России, Орден русских рыцарей, 1816 – «Союз спасения», тайное общество будущих декабристов. Острый кризис феодально-крепостнической системы.

В развитии лит-ры есть определенные стадии. Античная («Илиада» и «Одиссея»). Из «Поэтики» Аристотеля выросла вся филологическая наука. Далее мы выделяем классицизм, сентиментализм, романтизм – стадии, принципы, формирование. Аристотель сформировал мировоззрение, определил, что такое искусство (это подражание природе). Сумароков, Ломоносов делали эстетику. В 18-19 вв. происходил слом мышления, нарушался постепенно принцип нормативности (начинают писать не так, как надо, не так, как должно). С принципом нормативности связан принцип жанровости. Тема тянула за собой жанровую форму: об исторических событиях повествовала ода (проанализировать идеальный образ монарха), показать порок – сатира. Мыслили жанрами. На арену стали выходить маргинальные жанры, раньше деление на высокие и низкие жанры (чтобы стать поэтом, нужно написать героическую поэму, в высоких жанрах (трагедиях, например) не появлялись крестьяне). В 19 веке стали осознавать, что тесно, хочется выразить себя. М.Н. Муравьев создает оды, но в них появляется сентименталистский момент – пейзаж (поэт написал, что сам видел, но в оде было запрещено авторское присутствие). Жанр оды разрушается, т.к. поэт нарушил правила. Будет меняться объект изображения. Кюхельбекер начинает говорить о себе. Жанровая система не удовлетворительна. Каждый поэт творит свой мир – Грибоедов (Поэта, драматурга можно судить только по тем законам, которые он сам над собой признает. Романтикам формы тесны.

Выступают на первый план маргинальные-периферийные жанры:

- Дружеское послание – лирический герой говорит о себе. Характерно хоровое сознание (бегство в поисках творческого уединения).

-элегия вообще не указан как жанр.

-жанр абсолютической пьессы(бытие) мгновенный снимок действительности.

Развиваеться трагедия и драмма (озеров) формируеться стилевое мышление вместо жанрового. У каждого поэта формируеться комплекс излюбленных жанров.

Основы русского романтизма

+Русский романтизм формирует идею

+не так сильно реализуется принцип романтической иронии

Гражданский романтизм-творчество декабристов

Неоклассический романтизм(батюшков) культ античности

Философско-психологический(созерцательный)

Философский-веневитин хомяков шеварев

Синтетический-пушкин, лермонтов, философский-воротынский.