logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

6. Татьяна Ларина в финале романа.

Вопросы:

1) Кто же она: «равнодушная княгиня» или «прежняя Таня»?

2) Почему провинциальной Татьяне удалось занять достойное место в петербургском высшем свете?

3) (Чтение «Письма Онегина». Последнее объяснение героев.) Почему Татьяна отвергла любовь Онегина? Изменилось ли ее отношение к нему?

4) Каково отношение Татьяны к долгу и счастью?

5) Могла ли быть она счастлива с Онегиным? Ваше отношение к героине? Современна ли, на ваш взгляд, Татьяна?

6) Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

В обыкновенной русской деревне среди ограниченных помещиков и их желанных дочек «вырос» характер яркий, сильный, способный на трудное счастье неразделенной любви.

В поединке долга и чувства, разума и страсти одерживает победу не Онегин, а Татьяна. Пытаясь понять загадку такого характера, поэт отмечает близость Татьяны к природе, увлечение чтением, сильное влияние няни, прототипом которой послужила поэту Арина Родионовна.

…Татьяна смогла победить фальшь и пересуды большого света, потому что и в замужестве осталась самой собой.

Пушкин с теплотой и любовью нарисовал этот образ. («В милой простоте… не ведает обмана», «русская душою», «мечтательница нежная», «одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным», «любит без искусства».)

Понятны черты облика Татьяны. Это типичные черты русского национального характера: искренность, женственность, нежность, нравственная безупречность, верность долгу, ум, смелость и решительность. Татьяна для Пушкина – «милый идеал». Сохраняя верность мужу, оставаясь нравственно безупречной, Татьяна отстаивала также свою независимость, гордость и чистоту перед ей ненавистным аристократическим обществом.

Домашнее задание.

Индивидуальные задания по группам.

Сообщения или доклады, выступления учащихся:

1. Картины народной жизни на страницах пушкинского романа.

2. Столичное и провинциальное дворянство.

3. Русская природа в изображении Пушкина. Выучить наизусть, проанализировать какой-либо отрывок.

4. Образ автора в романе.

5. Лирические отступления. О чем они? Выучить наизусть, проанализировать лирическое отступление.