logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)

Цели: познакомить с содержанием глав романа, формировать умение комментировать отдельные строфы; выяснить роль каждой главы в развитии сюжета, в композиции произведения; накопить материалы для характеристики главных действующих лиц.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Обсуждение вопросов домашнего задания (см. предыдущий план).

II. Комментированное чтение последующих глав романа «Евгений Онегин».

Беседа по вопросам:

Глава 3.

1. Как соотносится эпиграф к главе 3 с образом Татьяны Лариной?

2. Как Пушкин отзывается о Татьяне? Ольге? Чем сестры отличаются друг от друга?

3. Почему Татьяна полюбила именно Онегина? Почему решилась написать письмо?

4. Перечитаем строфы 16–21. Прав ли В. Г. Белинский, сказав, что «разговор Татьяны с нянею – чудо художественного совершенства!»? Какое значение для постижения душевного состояния героини имеет ночной разговор с няней?

5. Письмо Татьяны. («Письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».) О чем говорит письмо Татьяны к Онегину? Какой мы видим героиню? Осуждаем ли? Сочувствуем?

6. Какова роль главы 3 в композиции романа? (Главное значение – завязка сюжетной линии Онегин – Татьяна, развитие образа няни.)