logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

IV. Знакомство с «онегинской строфой».

Состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.

Например, глава 1 (21 строфа).

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

а

б

а

б

Все ярусы окинул

Все видел: лицами,

Ужасно недоволен

С мужчинами со всех

в

в

г

г

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

д

е

е

д

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

ж

ж

Получаем следующую схему:

строки: 1–4: а – б – а – б – перекрестные рифмы,

5–8: в – в – г – г – смежные рифмы,

9–12: д – е – е – д – опоясывающие рифмы,

13–14: ж – ж – смежные рифмы.

Разработанная Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название «онегинской строфы».

Подсчитаем количество слогов.

Строки: 1–4: 9 – 8 – 9 – 8

5–8: 9 – 9 – 8 – 8

9–12: 9 – 8 – 8 – 9

13–14: 8 – 8

Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

Если учесть, что в романе 389 строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой огромный объем работы проделал поэт!

(В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина.)

Домашнее задание.

1. Чтение глав 1 и 2.

2. Ответить на вопросы по главе 1:

1) Что вы узнали об Онегине из главы 1?

2) Для кого Онегин «молодой повеса», а для кого «добрый мой приятель»?

3) Какую роль играли литература и театр в жизни молодых людей того времени?

4) Что значит театр для Онегина?

5) Расскажите о поведении Онегина в театре; на балу.

6) Что говорит Пушкин о своей дружбе с Онегиным? Что их объединяет? Что у них различно?

3. Вопросы к главе 2:

1) Где происходит действие? Как обрисована деревня?

2) Что сделал Онегин для крестьян? С какой целью?

3) Как развивается сюжетная линия Онегин – Ленский?

4) Какими предстают перед читателями сестры Ларины? Какова роль главы 2 в развитии сюжета?