logo search
ежедневник-пролог

10.11. Как нужно поступать христианину во время болезни

(Чудо св. Иоанна Златоустого о Археле и покаянии)

Братие! Когда кого из нас постигнет болезнь, и особенно тяжкая и продолжительная, мы обыкновенно ничего не жалеем для ее излечения, ищем помощи у врачей, тратим деньги на них и лекарства; но очень часто случается, что помощь их бывает совсем бесполезна. Болезнь упорствует, дух упадает, и мы совершенно отчаиваемся в своем выздоровлении. Положение ужасное! что — нам делать в нем?

В Антиохии жил вельможа, именем Архела. Раз лице его покрыла проказа, и он долгое время пробыл в ней и, несмотря ни на какие усилия, никак не мог избавиться от нее! Грустно было ему! Ближние смотрели на него с отвращением, и он принужден был по неволе постоянно скрываться от глаз их. Один из ближайших друзей его, сжалившись над его положением, однажды предложил ему следующее: "Неподалеку от нас есть монастырь", сказал он: "в нем живет инок по имени Иоанн. Много я слышу о нем доброго, и много к нему из христиан обращаются за помощью; сходим к нему и попросим его молит. Что будет? — Архела согласился, и оба они, пришедши в монастырь, где жил Иоанн, пали к ногам его и молили об исцелении. На просьбы друзей Иоанн сказал Археле: "вперед дай обет Богу поступать отсель по заповедям Его; потом наполни руки бедных от имени твоего и, наконец, веруй, что Бог может исцелить тебя". Архела отвечал: "что ты мне повелеваешь, все до конца сохраню, и если что взял у кого неправедно — отдам сугубо, только исцели меня, отче преподобие!" — Иоанн после сего приказал братьям омыть Архелу священною водою, и последний стал совершенно здоров.

Итак, вот что должно делать в состоянии болезни: укрепиться верою, развязать все досель связывающее нас греховные узы, дать обещание на будущее время исправить свою жизнь и облегчить, по возможности, участь страждущих. В совете Археля св. Златоуста может быть заключается и разгадка того, почему мы часто, при всевозможных пособиях со стороны врачей, не получаем от них пользы. Ясно, что потому и врачи не помогают, что отказывается помогать нам Бог. А это отчего? Оттого, что мы сами забываем о Нем, не надеемся на Него, не обращаемся к Нему за помощью. Итак, примем же на будущее время совать св. Златоуста и во время болезни будем руководиться им. Но что я говорю: во время болезни? Нет, лучше сделаем, если будем следовать ему и до болезни, и во всякое время. Аминь.

Ноябрь