logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)

1. Детские и гимназические годы.

Родился в 1860 г. в городе Таганроге. Родители – отец Чехов Павел Егорович, владелец небольшой бакалейной лавки, мать – Евгения Яковлевна. «Отец и мать придавали особенное значение языкам... Позднее являлся учитель музыки...» (А. П. Чехов). Дети помогали отцу в торговле, а также пели в церковном хоре. Наказания розгой рано выработали в Чехове отвращение к насилию.

С 1868–1879 гг. Чехов учился в Таганрогской гимназии, подрабатывал репетиторством. Прозвищем «Чехонте» наградил будущего писателя учитель русской словесности Ф. П. Покровский, рано заметивший юмористический талант юноши.

2. Московский университет и начало литературной деятельности.

1879–1884 гг. – годы учебы А. П. Чехова на медицинском факультете Московского университета. Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов».

Сотрудничество в юмористических журналах «Будильник», «Сверчок», «Стрекоза», «Осколки» и др. под псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов и др.

3. Доктор А. П. Чехов.

Занятия врачебной практикой дали впоследствии богатейший материал для рассказов. Чехов: «За все лето перебывало у меня несколько сотен [пациентов], а заработал я всего 1 рубль».

4. Литературная слава. Сборники рассказов «Пестрые рассказы», «В сумерках», «Сказки Мельпомены».

Краткий пересказ содержания прочитанного рассказа.

Вопросы:

1) Как поняли тему, идею рассказа?

2) Какие особенности таланта Чехова можете отметить?

5. Формирование мировоззрения писателя. Поездка на остров Сахалин.

Чехов-писатель всю жизнь обличал пошлость. Когда его обвиняли в отсутствии убеждений, он отвечал: «Беспринципным писателем или, что одно и то же, прохвостом я никогда не был».

Поездка на Сахалин была предпринята писателем с целью изучить жизнь каторжан. Итог поездки – книга «Остров Сахалин».

6. Мелиховский период творчества А. П. Чехова.

Создание рассказов «Палата № 6», «Дуэль», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» и др.

7. А. П. Чехов – драматург. Работа для Московского Художественного театра. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

«Вишневый сад» (1903–1904 гг.) – последняя пьеса А. П. Чехова.

8. Жизнь в Ялте. Болезнь и смерть.

В 1904 г. Чехов едет лечиться за границу, в Германию. Ольга Книппер-Чехова рассказывает о последних минутах жизни Чехова: «Пришел доктор, велел дать шампанского, Антон Павлович сел... Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: "Давно я не пил шампанского!..", – покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолк навсегда...»

Домашнее задание.

1. Сочинение.

Примерные темы:

1) О чем грустит А. П. Чехов в рассказе «Дом с мезонином»?

2) В чем трагедия доктора Дымова? (По рассказу «Попрыгунья».)

3) «Главное – перевернуть жизнь». (По рассказу «Невеста».)

2. Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».