logo search
ОТВЕТЫ ИРЛ

12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».

Болдинской осенью 1830 года на последней странице черновой рукописи "Гробовщика" Пушкин набросал перечень из пяти названий: "Гробовщик. Барышня крестьянка. Станционный смотритель. Самоубийца. Записки пожилого". Наметив состав сборника, Пушкин остановился на теме "Смотрителя" как очередной, набросал левее списка план этой повести и, по-видимому, тогда же отметил названия "Барышня крестьянка" и "Самоубийца" вертикальными штрихами, которые означают, можно полагать, что после "Смотрителя" эти замыслы были на очереди. Когда же повесть о смотрителе была окончена, поэт еще раз вернулся к перечню, прямой чертой зачеркнул названия двух готовых повестей, а штрих перед пунктом "Самоубийца" перечеркнул горизонтальной черточкой.

Эти пушкинские повести впервые воссоздавали облик России в ее сложной социальной пестроте, в разнообразных ракурсах, показанных не в свете привычных моральных и эстетических критериев дворянской культуры, а в раскрытии тех процессов, которые происходили за фасадом этой культуры, подтачивали незыблемость всего общественного порядка крепостнического государства. Главное, что было новым в повестях - это изображение характеров. За судьбами отдельных героев пушкинских повестей стоит тогдашняя Россия с ее застойным бытом и острыми противоречиями и контрастами между различными слоями.

"Повести Белкина" - это книга повестей, связанных между собой внутренним единством. Это единство не только в том, что все они объединены образом их собирателя - провинциального помещика Белкина, но и в том, что они в совокупности рисуют картину России, рождение нового уклада, нарушающего сложившиеся устои, косную неподвижность жизни.

В "Повестях Белкина" Пушкин отказался от "исключительного", интеллектуального героя и связанных с ним приемов повествования, а взамен открыл для себя и до конца исчерпал возможности простой и бесконечно сложной формы рассказа о "средних" людях и о событиях частной их жизни. Большим новшеством было введение в "Повестях Белкина" образа простого, незадачливого рассказчика, который, хотя и не чужд тщеславного желания прослыть литератором, ограничивается, однако, записью на бумаге неких "житейских сюжетов". Он их сочинил не сам, а слышал от других лиц. Получилось довольно сложное переплетение стилистических манер. Каждый из рассказчиков сильно отличается от других, по-своему сливается с героями рассказываемых сюжетов. Над всеми ними встает образ простодушного Ивана Петровича Белкина.

Известна причина, по которой Пушкин решил издать повести под чужим именем, она названа им самим в письме к Плетневу от 9 декабря 1830 года, когда еще предполагалось издать повести анонимно. Он не хотел издавать повести под своим именем, так как этим мог вызвать недовольство Булгарина. Мистификация была, впрочем, непродолжительна: через три года (в 1834 г.) "Повести Белкина" вошли уже в состав "Повестей", изданных Александром Пушкиным". В "Повестях Белкина" нет народа как собирательного образа, но повсюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Степень постижения действительности у каждого персонажа ограничена его кругозором.

Есть еще одна важная особенность этих рассказов. Все они принадлежат людям одного миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде - деревенской или городской. Различия в их взглядах незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна.

эпиграфы к повестям были оформлены позднее. В сохранившейся рукописи они помещены не перед текстом каждой повести, а собраны все вместе - позади всех повестей. Конечно, в процессе переработки повестей образ подставного автора эволюционировал. До закрепления этого образа именем воспринимался как "полумаска" самого Пушкина.

Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление истории шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиции высокого критического сознания, оценивающего жизнь значительно глубже, чем персонаж повестей, а с точки зрения обыкновенного человека. Поэтому для Белкина все рассказы, с одной стороны, выходят за пределы его интересов, ощущаются необыкновенными, а с другой - оттеняют духовную неподвижность его существования. События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят "романтическими", в них есть все: любовь, страсти, смерть, дуэли и т.д.

бедность белкинского воображения приобретает особую смысловую наполненность. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Хотя фантазия Ивана Петровича не вырывается за пределы деревень - Горюхино, Ненарадово. Для Пушкина в подобном вроде бы недостатке заключена мысль: везде происходит или могут происходить те же самые случаи, описанные Белкиным: исключительные случаи становятся типичными, благодаря вмешательству в повествование Пушкина. Переход от белкинской точки зрения к пушкинской совершается незаметно, но именно в сопоставлениях разных писательских манер - от чрезвычайно скупой, наивной, до лукавой, смешной, иногда лирической. В этом и заключается художественное своеобразие "Повестей Белкина».

Пушкин настойчиво приписывал повести Белкину и хотел, чтобы читатели узнали о его собственном авторстве. Повести построены на совмещении двух разных художественных воззрений. Одно принадлежит человеку невысокого художественного духовного развития, другой же - национальному поэту, поднявшемуся до вершин общественного сознания и высот мировой культуры. Белкин, например, рассказывает об Иване Петровиче Берестове. Из описания исключены личные эмоции повествователя. Но вот повествование касается ссоры помещиков, и тут в рассказ явно вмешивается Пушкин: "Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом"(17). Белкин же, конечно, никакого отношения к журналистам не имел, вероятно, он не употреблял в своей речи таких слов, как "англоман", "зоил".

Вместе с тем при всей схожести Белкина с его знакомыми-провинциалами он все же отличается и от помещиков, и от рассказчиков. Основное его отличие - он писатель. Повествовательный стиль Белкина близок устной речи, рассказыванию. В его речи много отсылок к слухам, преданиям, молве. Это создает иллюзию непричастности самого Пушкина ко всем событиям.

ПОСТРОЕНИЕ «ПОВЕСТЕЙ БЕЛКИНА»

«Повести Белкина» принадлежат к числу наименее изученных и освещенных произведений Пушкина.

Учение о замкнутости рассказа3 с другой стороны разбивается отступлениями в виде общих рассуждений, введенных Пушкиным в ткань рассказа: о смотрителях в «Станционном смотрителе» и об уездных барышнях в «Барышне-крестьянке». Свободное течение пушкинского рассказа больше всего обнаруживается в заключительной части повестей.

Как соль всякой эпиграммы таится на самом ее кончике, так и в своих рассказах Пушкин после основного эпизода, составляющего ядро каждой повести, для большей выразительности сразу резко обрывает нить рассказа.1 Тут Пушкин проявляет то самое мастерство, какое в «Египетских ночах» обмануло критиков, принявших поэму за фрагмент, и только один Достоевский сумел верно почувствовать в этом не только глубоко продуманный художественный прием и вопреки общему мнению признать «Египетские ночи» самым полным, самым законченным произведением нашей поэзии.2 Пушкин обрывает рассказ, чтобы дальнейшим распутыванием крепко связанных в один узел нитей рассказа не рассеивать внимания после того, как оно только что достигло особого напряжения.

Разбор каждой Повести в отдельности с точки зрения развития сюжета обнаруживает вот какие части:

Станционный Смотритель1E. О смотрителях A. Первый приезд A. Через несколько лет * B. Приезд гусара * B. Мнимая болезнь * C. Увоз Дуни * D. Раскрытие * D. У гусара * D. У ДуниG. ПивоварG. Приезд дамы

Гробовщик A. ПереездA. В гостях у немцев C. Приход покойников D. Пробуждение

ВыстрелA. Сильвио в гусарах A. Жизнь в местечке A. Ссора и примирениеA. Письмо * C. Дуэль B. Жизнь в деревнеB. Приезд графини * B. Стрелки в полку * C. Прерванная дуэль D. Убит под Скулянами

МетельA. Любовь М. Г. A. ПобегA. МетельB. Горячка Маши B. Смерть Владимира B. Богатая невестаE. Возвращение войск B. Приезд раненогоB. Его тайна C. Узнание

Барышня-крестьянкаA. Берестов и Муромский A. Приезд сына БерестоваE. Уездные барышниB. Настя в гостях B. ПереодеваниеB. Встречи в лесу B. Встреча отцов B. Маскарад ЛизыB. Сравнение (барышня хуже) B. Пусть женится на Лизе B. ОтказC. Узнание

Пиковая дама* A. Бабушка * A. Бабушка в Париже B. Знакомство с Полиной B. Герман в спальне B. Отпевание, обморок B. Счастье у Чекалина C. Вместо туза — пиковая дамаD. Герман в сумасшедшем доме

Звездочкой отмечены части, переданные Белкиным, как рассказ другого лица.

Отдельные буквы обозначают части:A — зачин общий D — концовка общая. B — специальный зачин G — концовка специальная C — ядро Е — экскурс.

В «Станционном смотрителе», «Выстреле» и «Пиковой даме» некоторые части даны в виде рассказа участников повести.

Повести Белкина – первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: “Выстрел”, Станционный смотритель, Метель, Гробовщик, Барышня-крестьянка. Соединяет их предисловие, написанное самим Пушкиным, где он взял на себя роль публикатора, а авторство он приписал провинциальному помещику Белкину, Белкин же в свою очередь уточнил, что истории были рассказаны разными людьми. Смотритель – титулярный советчик, Выстрел – военный, Гробовщик – приказчик, Метель, Барышнякрестьянка – девицей. И исходя из этого меняется и стиль и язык написания. Так например Барышня-крестьяна рассказанная девицею напоминает французский роман с переодеванием. Таким образом отказываясь от авторства Пушкин не только создает многоступенчатую стилевую структуру – 2 противопоставленных друг другу стиля – романтизм и пародия на него, но и создает ощущение реальности этих событий. В связи с объединением повестей в цикл определяется и их жанровое своеобразие – скорее всего 5 новелл, отличие от западной в том, что в пушкинских новеллах преобладает народно-этическая тенденция. Скрываясь за цепочкой простодушных рассказчиков – большая свобода повествования, возможность выразить свое мнение.

Тема всех повестей – счастье человека в народном понимании. В ПБ показано, как обычные люди через несправедливость и препятствия стремятся обрести свое счастье.

Так в “Выстреле” Сильвио дабы отомстить графу за то, что тот имел все – все жизнь потратил на ожидание мсести и получения счастья, но пощадил врага и загнал 2 пулю в картину – поставил точку.

“Метель” – как желание счастья и чувство долга – своим неизвестным супругам – получает награду.

Гробовщик – Адриана Прохорова обижает то, что его отрицает от обычного человеческого общества из-за его профессии и он ищет утешения у своих клиентов и узнав, что это был сон – сильно обрадовался.

“Барышня-крестьянка” – о преодолении вражды между отцами и возможность счастья между детьми.

“Станционный смотритель” – это и вершина и центр цикла, здесь сентиментализм сменяется реализмом – так постовая станция и описание жизни станционного смотрителя со всеми радостями и горестями. 2 темы – блудной дочери и маленького человека – Самсона Вырина, не желавшего мириться с судьбой и не добившись – страдания, описания его внешности и пьянства – и смерти. История Дуни тоже идет логически – “возвращение блудной дочери и прощение и раскаяние на могиле. Но есть некоторые особенности, так Метель, Барышня-крестьянка написаны пародией на романтические романы, Гробовщик почти что полон романтической таинственности и мистификации – в конце рассыпается, так как это всего лишь сон пьяного гробовщика, который ровным счетом ничего не изменил в его жизни и он опять требует своего чаю и бранит горничную.

А в Выстреле подлинно романтический герой уходит в прошлое, ставит точку и погибает в сражении. Поэтому можно сказать, что ПБ – переход к реализму.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - 2й цикл Пушкина. Первый прозаический законченный им цикл. Он обратился к прозе потому что во-первых терял популярность, как поэт, а после декабристов писать прозу стало некому. Во-вторых издание книг стало массовым, возникла беллетристика. Лёгкое чтение для отдыха. Пушкин не может найти нишу в этом чтиве. Пушкин пытается вернуть читателя. В то время гремели Булгарин и Марлинский (Бестужев) - беллетристы. Поэзия Пушкина перестаёт быть востребованной. Пушкин пишет "ПБ". Белинский пишет на это: "Сказки и побасенки". Пушкин всё приближается к заоконной реальности.