II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) [12].
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11-я главы.)
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».)
2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова? (Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.)
3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)
4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.
Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».)
5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
2. Д. Д. Минаев1. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) [7. С. 151–152].
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как свет, бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского «сэра», –
Ведь без духов, без несессера2
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
* * *
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург3?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров, –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)
3. М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.
Некоторые выдержки из статьи.
«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…
…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…
В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…
О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…
[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…
Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…
Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника…»
На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.
– «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».
– Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…»
– Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
– Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
- Урок 1 введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
- Ход урока
- I. Лекция учителя (краткое содержание).
- 1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
- 2. Просвещение и культура
- 3. Расцвет искусства
- 4. Развитие литературы
- II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
- Уроки 2–3 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Лекция учителя (краткое содержание).
- 1. Особенности русского классицизма
- 2. Своеобразие русского сентиментализма
- Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
- III. Выразительное чтение оды «Фелица».
- IV. Беседа по вопросам:
- V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).
- VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
- Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Формирование личности в. А. Жуковского
- 2. Творчество в. А. Жуковского
- 3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
- 4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
- Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Формирование личности в. А. Жуковского
- 2. Творчество в. А. Жуковского
- 3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
- 4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
- Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
- III. Беседа по вопросам:
- IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
- Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
- Ход уроков
- Примерный план разбора лирического произведения
- Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
- I. Примерные вопросы к зачету:
- II. Заключительное слово учителя.
- Уроки 11–12 «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
- 1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
- 2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
- 9. Дуэль и смерть Пушкина
- Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
- II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
- III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
- IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
- V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
- Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
- III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
- Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
- III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
- V. Выразительное чтение стихотворений.
- Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
- III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
- IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
- Уроки 20–21 «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике)
- Ход уроков
- II. Вступительное слово учителя.
- III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
- Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
- III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
- V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
- Урок 23 «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение а. С. Пушкина» (в. Г. Белинский) (Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра. Онегинская строфа»)
- Ход урока
- I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
- Часть 1. Предисловие
- Часть 2
- Часть 3
- II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
- III. Чтение главы 1, комментирование.
- IV. Знакомство с «онегинской строфой».
- Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Реализация домашнего задания.
- 2. Светская жизнь Онегина.
- 3. Пребывание Онегина в деревне.
- 4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
- Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
- Ход урока
- I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
- II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
- 1. Детство и юность героини.
- 2. Встреча с Онегиным.
- 6. Татьяна Ларина в финале романа.
- Урок 28 Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (в. Г. Белинский) (Широта изображения русской действительности в романе)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
- 2. Столичное и провинциальное дворянство.
- 5. Образ автора.
- Уроки 29–30 Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский о романе а. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Ход уроков
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Композиция романа.
- III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
- IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
- Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
- 2. Царь Борис и Самозванец.
- 3. Народ и его роль в трагедии.
- Урок 32 «Маленькие трагедии»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
- III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
- IV. Беседа по вопросам:
- Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Беседа с учащимися.
- 1. Пушкин и русская литература.
- 2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
- III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
- Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
- Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Сообщения учащихся.
- 1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
- 2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
- 3. Переезд в Петербург. Военная служба.
- 4. На Кавказе.
- 5. Дуэль с Барантом.
- 6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
- Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
- Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
- Ход уроков
- II. Слово учителя.
- III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».
- IV. Любовная лирика.
- V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
- Урок 42 «Он поэт русский в душе» (в. Г. Белинский) (Лирика м. Ю. Лермонтова в оценке в. Г. Белинского) Подготовка к письменной работе по лирике м. Ю. Лермонтова
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
- Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
- III. Особенности композиции романа.
- IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
- Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
- Ход урока
- I. Опрос по домашнему заданию.
- Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
- Ход урока
- I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
- IV. Беседа о главном герое.
- V. Мастерство Лермонтова.
- Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
- Ход урока
- I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
- II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
- III. Работа с иллюстрациями.
- II. Повесть «Фаталист».
- III. Композиция повести «Фаталист».
- Урок 49 «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (Образ Печорина)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
- II. Выводы.
- III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
- Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
- Уроки 52–53 н. В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (в. Г. Белинский) (Очерк жизни и творчества н. В. Гоголя)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
- II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
- III. Выступления учащихся.
- 1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
- 2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
- 5. Н. В. Гоголь – драматург.
- 6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
- Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- III. Рассказ о замысле «Шинели».
- IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
- Урок 56 «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (н. В. Гоголь) (Творческая история «Мертвых душ»)
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Сообщение подготовленного ученика или рассказ учителя о замысле «Мертвых душ» и его осуществлении.
- III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
- IV. Итоговые вопросы.
- Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
- Ход урока
- I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
- II. Композиция «Мертвых душ».
- III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
- III. Разговор о сущности сатирического типа.
- Урок 60 Чичиков и губернское общество
- Ход урока
- I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
- II. Губернское общество.
- Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
- Ход урока
- I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
- III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
- IV. Лирические отступления в поэме.
- Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
- II. Объяснение нового материала.
- 1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
- 2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
- Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
- II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
- III. Объяснение нового материала.
- Основной конфликт и система художественных образов
- IV. Беседа с учащимися по вопросам:
- Урок 65 город калинов и его обитатели
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
- III. Беседа с учащимися по вопросам:
- Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
- II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
- III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)
- Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
- III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
- Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
- Урок 70 очерк жизни и творчества и. А. Гончарова. Три романа – «обыкновенная история», «обломов», «обрыв»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
- II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
- III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
- Ход урока
- Обломов и Штольц
- Урок 73 «необыкновенное мастерство гончарова рисовать женские характеры» (в. Г. Белинский) (женские образы в романе и. А. Гончарова «обломов»)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
- III. Реализация индивидуального задания.
- Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Реализация индивидуальных заданий.
- 1. Роман «Рудин» (1856)
- 2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
- 3. Роман «Накануне» (1859)
- IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
- Последние годы жизни и. С. Тургенева
- Уроки 76–77 роман и. С. Тургенева «отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов XIX Века
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Реализация индивидуального задания.
- История написания романа
- III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
- Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
- Ход уроков
- I. Опрос учащихся.
- III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
- IV. Содержание и анализ X главы романа.
- Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
- II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
- Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
- Ход урока
- I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
- III. Беседа с учащимися по вопросам:
- Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
- Ход урока
- I. Повторение изученного.
- II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
- III. Реализация домашнего индивидуального задания.
- Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
- II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
- О женщинах ф. И. Тютчева
- Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Объяснение нового материала.
- Основные темы и мотивы лирики Тютчева
- Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Начало жизненного пути а. А. Фета
- 2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
- 3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
- Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
- Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
- II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.
- 6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
- 7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
- Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Объяснение нового материала.
- Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
- Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Объяснение нового материала.
- Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
- Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова
- III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
- Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
- II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
- 1. Детство и юность (1828–1846)
- 2. В Петербургском университете
- 3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
- 4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
- 5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
- 6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
- 7. В ссылке (1864–1883)
- Проблематика романа
- IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
- III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
- Уроки 97–98 «я писатель, в этом мое призвание» (м. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни и творчества м. Е. Салтыкова-Щедрина)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
- 1. Детство и юность будущего писателя
- 2. Начало литературной деятельности
- 3. «Губернские очерки» (1856–1857)
- 4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
- 5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
- 6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»
- 7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
- Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
- Ход урока
- I. Беседа по домашнему заданию.
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
- Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Работа над образом Иудушки Головлева.
- Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
- II. Определение основных тем сказок.
- III. Работа над литературными терминами.
- IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
- 1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
- 2. «Вяленая вобла»
- 3. «Медведь на воеводстве» (1884)
- V. Объяснение нового материала.
- Художественное своеобразие сказок
- Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
- II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
- III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
- 6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
- Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении ф. М. Достоевского
- Ход урока
- История создания романа «Преступление и наказание»
- Часть I – подготовка и совершение преступления.
- Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
- II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
- Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
- Ход уроков
- I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
- II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
- Часть IV, главы 1–2
- Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися.
- II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
- Часть III, глава 5,
- II. Работа над содержанием романа.
- Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
- Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
- II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
- 1. Детство, отрочество и юность писателя
- 2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
- 3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
- 4. Литературная деятельность л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя
- 5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
- Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
- 1. «Севастополь в декабре»
- 2. «Севастополь в мае»
- 3. «Севастополь в августе 1855 года»
- Урок 116 «я старался писать историю народа» (л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)
- Ход урока
- История создания романа-эпопеи «Война и мир»
- II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
- 1. О заглавии романа
- 2. О жанре
- 3. О композиции и сюжете
- 4. Система образов в романе-эпопее
- Урок 117 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
- III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
- Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)
- III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
- Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Война в романе
- Урок 121 «надо жить, надо любить, надо верить» (л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).
- III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
- IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)
- V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
- VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
- IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).
- Урок 124 «дубина народной войны поднялась со всею своею грознОю... Силой» (л. Н. Толстой) (партизанская война. Платон каратаев и тихон щербатый)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
- Урок 125 «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (л. Н. Толстой) (образы кутузова и наполеона)
- Ход урока
- I. Опрос по домашнему заданию.
- II. Слово учителя.
- III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
- Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
- Ход уроков
- I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
- II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
- Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
- Ход урока
- I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
- Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
- Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
- Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
- «Человек в футляре»
- «Крыжовник»
- «О любви»
- Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
- Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
- III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
- IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
- II. Объяснение нового материала.
- 1. Своеобразие конфликта
- 2. Принципы группировки действующих лиц
- III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)