logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова

Цели: показать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; помочь учащимся понять положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова); раскрыть особенности характера Гриши Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать образы-персонажи.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Расскажите о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».

2. В чем особенности жанра и композиции «Кому на Руси жить хорошо»?

3. Вспомните, как называются главы поэмы. О чем они? Прочитайте понравившиеся строки.

4. С какой целью собрались мужики?

5. Что заставило их странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Жизнь народа и образы крестьян

В центре произведения «Кому на Руси жить хорошо» – собирательный образ русского народа. Именно желание изобразить события народной жизни, всю народную Русь повлекло Некрасова к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей.

Поэт с горечью рассказывает о тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания. Нищета, вечный голод, изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в крестьянах – трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на чужую беду.

На страницах поэмы крестьянский мир в движении, в обилии характеров, во всей своей непосредственности и откровенности. Создается впечатление, что это «целое крестьянское море». «Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа, – пишет Ю. В. Лебедев. – В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость – так безудержная, если покаяние – так безутешное, если пьянство – так бесшабашное». На фоне этого огромного «крестьянского моря» выделяются отдельные яркие образы крестьян.

Вопросы для обсуждения:

1. Образы крестьян-правдоискателей. Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.

2. Что убеждает читателя в правдоподобии изображаемых событий?