logo search
ежедневник-пролог

26.09. О том, как мы должны относиться к грешникам погибающим

(Слово о юноше, егоже спасе Иоанн Богослов. Пролог Сент. 26)

Когда мы встречаемся с грешниками погибающими, то большею частью бывает так: одни из нас вовсе не обращают на них ни малейшего внимания; другие относятся к ним с презрением и злохулением; третьи иногда даже с злорадством смотрят на их погибель; четвертые хотя, наконец, и обращаются к ним с словом спасительным, но чаще с словом обличения сурового, что большею частью ведет лишь к взаимному неудовольствию между обличителями и обличаемыми. Как вы думаете, братие: так ли нам должно относиться к грешникам погибающим или нет? Конечно, нет, а должно относиться совершенно наоборот. Как же? скажете. А на этот вопрос пусть даст вам ответ пример нижеследующий.

Однажды св. апостол Иоанн Богослов, пришедший в Асийский город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил и употребил особенные усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же Богослову настало время идти проповедовать Евангелие в другие страны, он призвал к себе Асийского епископа, поручил его попечению юношу и взял клятву с епископа, что он будет особенно заботиться об его спасении. Епископ заботился об юноше, крестил его, но юноша остался неблагодарным. Он сошелся с дурными товарищами, сделался развратным, пьяницею и, в конце концов, ушел в горы и сделался старейшиною разбойников. Прошел год, Иоанн снова пришел в Ефес и, пришедши, тотчас позвал к себе епископа и сказал ему: "отдай мне мое сокровище, которое я поручил хранить тебе". Епископ не понял слов Апостола. Тогда Иоанн сказал ему: приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению". — "Увы, отвечал на эти слова епископ, юноша умер". — "Какою смертью, спросил Апостол, душевною или телесною?" — "Душевною, отвечал архиерей, он сделался убийцею и разбойником". Иоанн строго укорил епископа, тотчас потребовал коня и отправился в горы отыскивать юношу. Когда он достиг гор, там он встретил стражей разбойнических и стал просить их, чтобы они отвели его к их начальнику. Стражи отвели, и Иоанн увидел юношу, стоявшего в полном вооружении. Но что же вышло? Лишь только юноша увидел Апостола, стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. И когда стал настигать юношу, то кричал: "зачем бежишь от меня? Чадо, зачем так утруждаешь твоего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мною, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу пред Богом; я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой. Сам Господь послал меня, чтоб объявить тебе, прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю, и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам на себе, понесу бремя грехов твоих!" Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собою и привел в Ефес, ввел в церковь, и юноша был спасен.

Этот пример, братие, нам кажется, ясно показывает, что к грешникам погибающим должно относиться вовсе не так, как относится большая часть из нас, т. е. не, с невниманием к ним, не с насмешкою, не с презрением, не с злохулением, не с злорадством, не с словом, наконец, обличения сурового; но должно относиться с горячим желанием отклонить их от греха, с любовью к ним, с кротостью, с словом милосердия, с состраданием. Вот это последнее отношение к грешникам и есть подлинно должное отношение к ним. Должное же оно есть потому, что, во 1-х, как видели из примера, оно для грешников становится спасительным; а, во 2-х, и потому, что, становясь для грешников спасительным, оно вместе с тем при этом становится спасительным и для нас самих. Ибо слушайте, что говорит слово Господне: братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покроет множество грехов (Иак. 5, 19. 20).