logo search
ежедневник-пролог

8.07. Чем должно предотвращать всенародные бедствия

(Память святого и блаженного Христа ради юродивого Прокопия, Устюжского чудотворца)

Иногда в наказание за наши грехи, а больше для нашего вразумления, исправления и обращения к Себе — Господь попускает на нас бедствия не только частные, но и общественные: напр., бездождие, безведрие, град, — все это происходит от руки Божией частью карающей, а вящше вразумляющей нас. И вы, конечно, согласитесь, братие, что в подобных случаях надежда на человеческую помощь суетна и никакие человеческие усилия не в состоянии отвратить такого рода бедствия. Что же остается делать при наступлении оных? Как вести себя? Чем отвращать их?

В житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, между прочим, пишется следующее: "Некогда, за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом открыто было, и он, придя в церковь, причту и народу поведал об этом и говорил так: "покайтесь, братие, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града". Люди не поверили ему и рассуждали: человек этот юрод и разумно никогда не говорит: зачем его слушать? Святый же не переставал увещевать их: "бдите, братие, и молитесь, да не внидете в напасть!" восклицал он. На третий день, вышедши из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его. Тогда он, ушедши на свое обычное место пребывания — паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со многими слезами умолять Бога за город и людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: что же это такое хочет быть? И вот, с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля всколебалась, и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ и вспомнил слово Прокопия о грозящей погибели городу и тотчас же все бросились в соборную, Пресвятой Богородицы, церковь и со слезами стали просить Господа о помиловании. Вместе же с народом пришел и блаженный и, падши пред иконою Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана. Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло миро, воздух тотчас переменился, тучи отошли на необитаемые места, и там выпал из них над лесом такой необычайный град, что был подобен камню и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. От людей же никто не пострадал, и даже остался невредимым и домашний скот"

Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании — вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное. Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города и когда покаялись, то увидел Бог , сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них — и не навел (Ион. 3, 10). Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь.