logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.

1. Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…».

Это стихотворение – «визитная карточка» А. Фета.

Беседа с учащимися по вопросам:

1) О чем стихотворение?

2) Каковы особенности поэтического языка? (В стихотворении нет цельного образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки… Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола! По словам великого Л. Толстого, «каждое выражение – картина».)

2. Индивидуальное сообщение учащегося.

Вопрос и задание:

1) Почему именно стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало большое количество споров и насмешек?

2) Прочитайте стихотворные пародии на это произведение Фета.

Критике подверглось содержание стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета. Вот одна из пародий.

Сатира «Беседа с Музой» (1863)

– Стой! – прервала Муза, –

Вникнет

В эту песнь сонмважных лиц,

И как раз тебе он крикнет:

Цыц! Цыц! Цыц!

Скажут: песня не из лестных…

Навлечешь как раз их гнев,

Лучше пой, брат, про прелестных

Дев, дев, дев.

Обратись к луне, природе,

Пой утехи юных лет –

Ведь поет же в этом роде

Фет, Фет, Фет.

В. Богданов

3. Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения Фета.

Вопросы:

1) В чем проявляется мастерство А. А. Фета в изображении тончайших душевных состояний человека?

2) Какие стихотворения Фета посвящены теме любви? Кому они адресованы?

3) В чем своеобразие пейзажной лирики Фета? [13. С. 98].

4. Индивидуальное сообщение «А. А. Фет – поэт-музыкант».

Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.

Прослушивание романсов и песен на стихи Фета.

Выводы. Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний» [25]. Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.

Домашнее задание.

1. Сочинение (срок написания – 10 дней). Примерные темы:

1) Русская природа в лирике Ф. И. Тютчева.

2) Как понимает А. А. Фет назначение поэзии?

3) Каким я представляю себе А. А. Фета (Ф. И. Тютчева)?

4) Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева (А. А. Фета). (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Подготовиться к опросу (викторине) по творчеству А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.

3. Индивидуальные задания:

1) Почему Н. А. Некрасова называют поэтом «мести и печали»? Очерк жизни и творчества (с анализом ранее пройденных произведений: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.).

2) Выразительное чтение отрывков из произведений Н. А. Некрасова.