logo search
ОТВЕТЫ ИРЛ

40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.

В «Мёртвых душах» сливаются воедино социальные и нравственные вопросы. В центре стоит извечная проблема добра и зла, которая осмысливается Гоголем как проблема «живого» и «мёртвого». Проблема живого и мертвого звучит уже в авторском названии поэмы: понятно, что речь идёт в первую очередь о ревизских душах, но есть и другой смысл, прямой. Души по определению не могут быть мёртвыми, душа напротив, бессмертна. А мертвые души – это окаменелости, в которые превратились русские помещики и чиновники, утратившие свои бессмертные души. Мёртвая душа – душа, которая остановилась в своём внутреннем развитии, стала холодной и равнодушной, неспособной к творчеству, любви, состраданию.  Таким образом, центральный мотив поэмы – омертвение живого. Он проходит через весь текст и показывается разнообразными художественными средствами.  1. Мертвенность этого мира определяется как засилье в нем материального. Поэтому в описаниях так хорошо используются длиннейшие перечисления материальных объектов, которые как будто вытесняют духовное.  2. Поэма изобилует фрагментами, написанными в гротескном стиле, и одним из излюбленных приемов автора является прием “омертвления живого: персонажи неоднократно сравниваются с животными или вещами, человеческое тем самым как бы передвигается в более низкий “животный” ряд, в то время как последнее возвышается до человеческого. Характернейший пример этого - “диалог” Чичикова с индейским петухом, происходящий в то время когда герой гостит у Коробочки.  3. Мертвенность мира подчеркивается и его статичностью: всё будто бы когда-то замерло. Книга Манилова как была когда-то открыта на 14 странице, так она на ней и открыта.  Как во время грозы загущаются и наливаются свинцом тучи, растет напряжение в атмосфере, как в “Мертвых душах” постепенно мрачнеют краски, и в финале мотивы мертвенности концентрируются в наибольшей степени. Как во время грозы наступает разрядка, так в поэме частная история Чичикова незаметно переходит в рассуждение о судьбе Руси, “бойкой необгонимой тройки” которая и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть ее.

Художественное пространство поэмы составляет 2 мира – который можно условно опредленить как “реальный” и “идеальный”.

Реаьлный автор описывает как картину российской жизни – при этом Гоголь стремится к максимальной широте, охвату. Мир этот уродлив, страшен – это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры там извращены – но живя внутри этого мира нельзя увидеть этой аморальности.

В этом мире Ноздрев, Манилов, прокурор – который прелестно вышивает по канве, Плюшкин – прореха на цивилизации – карикатуры современников.