logo search
ежедневник-пролог

18.05. Средство для успешной борьбы со злыми помыслами и со страстями

(Слово св. Ефрема, как достоит со всяцем прилежанием чести святые книги)

Слово Божие говорит, что помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8, 21). И подлинно, ничто так не преследует нас в продолжение жизни, как помыслы злые. Задумаешь и доброе дело, а все к нему непременно приметается что-либо нечистое: станешь на молитву, и тут иногда не освободишься от искушений мысленных; заговорят о Боге, о вере, о вечном спасении, и тут начнут представляться уму нашему вопросы лукавые и мысли, с учением веры несогласные. Вообще и сказать трудно, сколько в жизни мы передумаем худого и сколько в душе перегнездится греховного и нечистого.

А между тем относиться безучастно ко всему этому нечистому и греховному нельзя; ибо слово Божие говорит, что мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15, 26), и что в царствие Божие не войдет ничто нечистое (Апок. 21, 27). Значит, и греховные помыслы немаловажны; значит, и за них нас Господь будет судить; значит потому, и с ними мы должны бороться непрестанно, всеми силами нашей души. А для успешной борьбы нужно знать средства, благонадежные в борьбе. Какие же эти средства? Св. Ефрем говорит, по этому поводу, вот что: "Друг мой, когда придет к тебе лукавый помысел, вынь твой меч, который есть страх Божий, и посечешь всю силу вражда. И вместо призыва на воинственную борьбу, имей Божественные книги. Как труба воинская, призывающая на брань, сзывает воинов; так и святые книги, читаемые нами, сосредоточивают ум наш и заставляют думать о страхе Божием, И как труба воинская, раздающаяся во время боя, и в неопытном воине возбуждает храбрость; так и Божественные книги возбуждают в нас мысли добрые и укрепляют нас против страстей. Птак, друг мой, понуждай себя чаще читать таковые книги, чтобы привести в должное положение твои помыслы, которые рассеивает враг своими кознями. Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно чтению Божественных книг прилежать, чтобы они тебя научили тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражьих и получить вечную жизнь. Чтение Божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и направляет его думать о Боге… не ленись же о созидании своего спасения, но созидай оное чтением и молись Богу, чтобы просветил твой ум, и будешь совершен и сохранен от злых мыслей. Как олень жаждущий желает придти на источники водные, так и ты будь скоропоспешен к чтению Божественных книг, чтобы силою учения, заключенного в них, погасить и побороть силу восстающих на тебя страстей".

И Божественные книги, действительно, суть истинно для нас шлем спасения и меч духовный (Еф. 6, 17), способный поразить и уничтожить в нас все нечистое и греховное. Так послушайте со вниманием, что даже только про одну Божественную книгу, Псалтирь, в предисловии ее, говорится: "пение псалмов демоны прогоняет, отженет тьмы…, человеку грешному укрепление ума есть…, яко вода очищает, яко огнь опаляет…, дьявола постыдевает…, похоти телесные угашает…, свирепство изгоняет и всякую ярость утишает и гнев сокрушает…, всяк грех отгоняет…, уста очищает, всякое зло убивает". И это делаете одна Божественная книга; а что сказать про другие многие и, прежде всего из них про Евангелие? Разве Слово Господа не страшно врагу нашего спасения? Разве не сильно оно освятить и вразумить нас, очистить ум от помыслов суетных и сердце от похотей лукавых? Или сколько наставлены, для борьбы со злыми помыслами, указано в Писаниях отцов Церкви! И сколько примеров борьбы с этими помыслами и победы над ними можно найти в житиях святых! Так, поистине, святые книги суть оружие против злых помыслов надежное; ибо, как видели мы, и как святыми отцами, но опыту, дознано, они "демонов прогоняют, похоти телесные угашают, всякий грех отгоняют, уста очищают и всякое зло убивают". Аминь.