logo search
ежедневник-пролог

14.07. Не должно судить об участи в загробном мире скоропостижно умерших

(Слово о покаянии, ако не токмо Бог исповедавших грехи своя приемлет, но и обратившихся от грех к покаянию)

Мы часто, братие, рассуждаем о том, о чем судить вовсе бы не наше дело. Для примера возьмем следующее: умирает человек скоропостижно, не успевши исповедаться и причаститься, мы и начинаем говорить: жил он грешно, умер без покаяния, худо ему на том свете будет! Справедливо ли так судить? Чтобы показать всю неосновательность подобных суждений, мы спросим так рассуждающих: что, вы на суде Божием были, когда скоропостижно умершего судил Господь? Или вы все внутренние расположения сердца покойного знали? Или, что думал умерший в последние минуты своей жизни, тоже знаете? Нет? Так значит и суждение ваше о загробной участи его есть не более как пустое, грешное празднословие. Кто единственный судия живых и мертвых? Бог. А отсюда, наша загробная участь в чьих единственно руках? Также единственно в руках Божиих. — Следовательно, и из этого ясно открывается, что все наши суждения об участи умерших всегда могут быть ошибочны. Для доказательства этого возьмем хоть бы вот что: кто мог думать, что разбойник, распятый со Христом, прежде святых войдет в рай? Но ведь, однако же, вошел. Кто мог думать, что множество блудниц и других великих, но покаявшихся, грешников впоследствии будут причтены к лику святых и блаженствовать там, — в обителях Отца Небесного? Однако же, причтены и блаженствуют. Следовательно, не наше дело определять место на том свете как скоропостижно умершим, так и другим всем, а пусть определяет им оное Сам Бог.

В городе Селуни, был женский монастырь. Одна из инокинь оного, вышедши некогда из обители, по действу дьявольскому, впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет провождала греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что, как только подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за душу ее. Ангелы говорили: "она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша"; а бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно, им принадлежит. Ангелы на это сказали им: "Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие". Бесы после сего бежали посрамленными.

Что сказать после этого судящим о загробной участи скоропостижно умерших? Скажем вот что: один старец осудил некоего брата, "Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: "вот тот, которого ты судил, умер. Куда велишь теперь отнести душу его: в царство или в муку"? Старец ужаснулся. "Ведь ты судия праведным и грешным, продолжал Ангел; так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь что ли ее, или мукам предашь"? Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения" (Прол. Сен. 27, л. 89 на об.). Не ясно ли отсюда, что мешаться в распоряжения Господни грех? Поэтому чем судить о том, где будут после своей смерти скоропостижно умершие, вы лучше поступайте так: если видите, что человек умер, не успевши принести спасительных плодов покаяния, то и поймите, что ему молитва живых нужна особенно; поэтому и молитесь, как можно усерднее, чтобы Господь дал душе его ослабу и покой, принесите за него дар в церковь и раздайте по душе его щедрую милостыню. Вот это подлинно с вашей стороны хорошее будет дело; и для вас полезное, и для души умершего спасительное. Аминь.