logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы:

1. Расскажите, как складывается судьба Головлевых – Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц, сыновей Порфирия Головлева.

2. Объясните значение слова «господа», подберите однокоренные слова. (Господин – хозяин положения.)

3. Кого из героев романа можно отнести к господам?

4. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлевы»? (Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения.)

5. Найдите и зачитайте описание природы. Какие тона в изображении природы преобладают?

6. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»?

7. Как помогает описание природы понять идею произведения?

Писатель на примере вырождения семьи Головлевых показывает закономерности гибели эксплуататорского класса. Раскрытию идейного содержания помогает композиция романа. («Семейный суд» – умирает Степан, «По-родственному» – умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, «Расчет» – умирает Иудушка Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.)

Суров и мрачен щедринский пейзаж. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «все говорит об угнетении», о тяжелом положении народа… Салтыков-Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны» [15. Ч. II. С. 214].

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?

2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.

2. Дочитать роман до конца.

3. Работа по группам.

Примерные темы:

1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.

2) Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?