37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
“Изображалась пошлость пошлого человека”
Изначально у Гоголя идея Сервантеса, идея Дон Кихота – идея странствавания. А потом он убирает эту линию. Другое в замысле – “Божественная комедия” Данте (тоже хочет сделать 3 части – ад, чистилище, рай). В первой части – ад всей России, 2 – чистилище, 3 – райское изображение. К раю так и не подошел, ад получился, а чистилище не удалось.
В аде – раздробленность, дьявольские мимикрии – нет ничего прекрасного, все в этом мире только однополярно – сплошной минус. Но по Гоголю душа может возродиться – только если упал на самое дно и он показывает низшую точку – Плюшкин. У него даже черт лица нет. Но и сам Чичиков не имеет точного описания. И то как он может менять выражение лица – признак черта. И именно эти должны были возродиться в третьей части.
Во втором томе Чичиков сталкивается с идеальным человеком – помещик ***. Он скромен, довольствуется только необходимым, ничего лишнего. Так как желание излишеств – первая ступень падения. И жилище его почти лишено убранства и обед без излишеств. Но он знает мир и знает землю, он умный хозяин, он как отец крестья – рожден помогать им жить и равиваться. Он живет не ради себя, своего мирка, а для крестьян => Гоголь – крепостник.
Но помещик предлагает Чичкову помощь, а Чичиков отказывается и падает еще ниже – сидит в тюрьме – как в чистилище. Но и здесь он падает – побег. И это и есть его предельная точка падения. Но он делает все – не против, не избегая госудаства, а всего лишь используя вехи, дыры в системе государства. Использует статичные образы: пейзаж, портрет, что ест – эта схема повторяется для каждого героя (монотонность – человек живет по уже указанной парадигме). Сделка Чичикова – Манилов. Последние посещения – и расчет, и вторгается случай. И Ноздрев – послан самой судьбой, но здесь ему ничего не удалось. А потом все гладко. А источником раскрытия Чичкова служат Коробочка и Ноздрев – именно ие, кого подбросила судьба, рок. И это привело к тому, что душа опять покинула. МД – человеческая кунсткамера. Но есть люди, не потерявшие души – это те крестьяне, которых описывает в реестрах Чичиков. Мир лишен идеалов,обычный, но это-то и стремно, человек забыл свою душу. Гоголь соединяет статитку и динамику, потому что движение либюо в хаос, либо по заколдованному кругу.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».