logo search
ОТВЕТЫ ИРЛ

26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»

Первая его элегия – “Финляндия” (1820г). Он стал печататься благодаря Дельвигу, они вместе снимали квартиру. Это стало его визитной карточкой – “певец Финляндии”. Баратынский там служил, там была его первая любовь – и это суровое, таинственное, экзотическое.

Поэма “Эда” – тоже финские мотивы + “Поэт пиров” – так есть элегия “Пиры”.

“Эда”

В 1ой элегии было много традиционного + здесь многое как у Батюшкова – певец, который созерцает, размышляет о человеческой природе (стилистика исторической оды).

У Батюшкова главная роль – воспоминания, у Баратынского все со знаком -, все со знаком конца, в забвении. Здесь проявляется зрелый поэт, он чересчур доверяется разуму и предает чувства. + “Последний поэт”

В “Финляндии” также войдет тема поколения, которое идет в забвение. Свое поколение Батюшков воспринимает, как нереализованное, обреченное, так как причина в раздвоенности в сознании. Он первый, кто затронет эту тему в лирике, впервые так изображает сознание.

Очень ярко в “Рассеивает грусть пиров веселый шум” – 21г. Это серьезная личностная элегия Баратынского. Герой пребывает в гармоничном состоянии, внутри грусть одиночество, он в событии, но и в то же время – время вне его. А внешнее – удальство, веселость, хмель. Оба состояния одновременны, в сознании все соединено. В желании выпить, забыться – желание уйти от аналитизма, от внутренней грусти, но это невозможно. Сам этот прием – раздвоенность сознания – из него *** художественный прием антитеза, его способ познания мира. При этом полярные вещи для него – это вещи имеющие одну природу (то есть + в чрезмерном количестве -). “Грусть пиров - веселье” – оксюморон, “тишина мира – буйное веселье”. В результате человек выпадает из общенго порядка и природа изгнала его. Я – доминирует. Внутренняя отстраненность от происходящего. В финале – основная мысль. Природная склонность к самоанализу и является причиной выпадения человека. “Так много ты в немного дней прожить, прочувствовать успела”. Здесь раздвоено сознание женское – “как Магдалена плачешь ты и как русалка ты хохочешь”. Образ сложный, контрастный – и это приводит к опустошению, мечтанию, поиску себя/ По Баратынскому такая душа обречена.

Излюбленным жанром является элегия (особенно на раннем этапе). Развивается 2 типа: интимная (психологическая) и медитативная. К первому типу – “Разуверенье” и “Признание”, а ко второму “Истина” и “Череп”.

“Признание”

Здесь ситуация – элегия о любви, которая уже ушла, пережита, усыплена. Здесь лирическое сознание – герой вспоминает и сравнивает с чувствами, которые сейчас. Сейчас душа – холодна, спит – и это хорошо. Человек волевым усилием запрещает возродить чувство, так как знает, что оно разрушает его. Само чувство – уникальное. Во всех этих стихотворениях (Признание, Разуверение, Приманка ласковых речей) возникает иллюзия общения. Причем начинаются с идеологической реплики, то есть с обращения с ориентацией к собеседнику. Но сами слова собеседника входят в лирический монолог – они воспринимаются через речь самого героя, включаются в его ткань: “вам дорог я, твердите вы”. И за счет этого – создается полифония, 2-х портретность. Причем “Она” – разная, и нежна, и коварна, и влюблена, и зла. А “Он” – для него это тяжелые чувства, оно опустошает его душу. Герой, который отказывается от любви и состояние душевной пустоты – благостное для него (и это впервые в лирике – душевный хлад), потому что это для него – итог душевного опыта, это высшее мудрое состояние души, душевный сон, покой. И все эти состояния формируются самой жизнью.

Медитативная элегия.

Мыслительное начало у него очень важно. Мысль становится темой

“Сначала мысль воплощена в поэму статуей поэта”

“Все мысль да мысль, художник бедный слова”

“О мысль! Тебе удел цветка”

“Предрассудок”

=> сама мысль, ее эволюция – самостоятельная тема. Причем выражает абстрактную мысль через предметное начало:

- развернутая метафора

- система сравнений.

Предметное начало показывает ярко, что есть мысль – “тебе удел цветка” – как цветок.

“Истина” – здесь есть проблески, что есть возможность одуматься, направиться в нужное русло.

“Пироскаф” – это диссонанс всему его творчеству и умирает. В этом стихотворении возникает надежда на счастье, на новый жизненный путь. Но получается, что это предвестник смерит.