logo search
ежедневник-пролог

8.02. Как вести себя богатым, чтобы спастись

(Слово св. Ефрема к богатым о милостыни. Прол. февр. 8)

Святый Григорий Назианзин говорит: "кто худо употребляет богатство свое, беден есть, равно как и тот, который самопроизвольно ранит себя мечем, который носит в отмщение неприятелям". Если ты богат и хочешь спастись, не прилагай души твоей к богатству так, чтобы для него и Бога забыть, и закон попрать, и совесть усыпить; но более и более старайся делами своими прославить даровавшего оное (из книги "Нетленная пища", стр. 216).

Как понимать эти слова?

Св. Ефрем так учит богатого: "держи богатство, которое тебе Бог дал, на пользу ближним, а не скрывай оное. И если желаешь жить беспечально, в уме одного Христа держи, и ради Него раздавай имение твое нищим и будешь жить беспечально. И если так поступать будешь, то и здесь, на земли, не будешь лишен милости Божьей. И тогда, если скажешь Богу: "по милости Твоей спаси меня, "Он ответит тебе: "по милости твоей спасу тебя". Не говори: "имение мое, но говори: имение на малое время поручено мне от Бога, и как домоправитель и отдавай оное туда, куда велел хозяин. И если Господь имение тебе дал, то употребляй оное по воле давшего: не заботься излишне о семье твоей, но жену и детей твоих поручи Богу, в руках Которого богатство всего мира… О семейных же твоих молись Богу, чтобы они не терпели нужды. В жизни больше всего заботься о душе своей, ибо она одна у тебя и одно время дано тебе для спасения, и для всех смерть одна. Сокрушайся о грехах своих и проси у Бога в них прощения, чтобы избавиться от бесов и придти в Царство Небесное, которое здесь ты купишь себе. И если на самом деле богатством мира сего ты купишь, хотя самую меньшую из хижин вышнего Иерусалима, то никакое богатство мира сего не может сравниться с нею: и помни, что достоинство милостыни состоит не в количестве розданного, а в расположении сердца дающего"…

Слова Ефрема, нам кажется, довольно поясняют слово Григория: "если ты богат и хочешь спастись, не прилагай души твоей к богатству так, чтоб для него и Бога забыть, и закон попрать, и совесть усыпить; но более и более старайся делами своими прославить даровавшего тебе оное". Да, как говорит Григорий, то же самое, только в более обширном смысле, говорит и Ефрем. Значит, по учению обоих, слова, приведенные в начале, должно вообще понимать так: "если ты богат, не жалей богатства для бедных, не входи, при раздаче, в сделки со своей совестью, а старайся богатством твоим прославить даровавшего тебе оное. Что прибавить к сему и чем заключить слово? Заключим словами того же Назианзина: то богатство есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братья, говорит он, если вы богаты, то и истинное богатство любите; если наверх истинной жизни взойти хотите, то к небесному царствию теките; если славу достоинств любите, то хору ангельскому сопричислены быть спешите". Аминь. (В речи 15, па Луку).