logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.

Беседа по вопросам:

1. С какой целью автор обращается в стихотворении к аллегорической форме?

2. Расскажите легенду о древнегреческом поэте и музыканте Арионе, жившем в VII – VI в. до нашей эры.

3. Что изменил поэт в легенде об Арионе?

4. Как изображены спутники певца-поэта? Вождь – кормщик?

5. Какие слова (словесные обороты) находит Пушкин, чтобы подчеркнуть настойчивость, силу и сплоченность спутников в борьбе со стихией?

6. О каком событии вспоминает Пушкин?

Стихотворение написано 16 июля 1827 г. ко дню годовщины казни пятерых руководителей декабристского восстания. Поэт много размышлял об их трагической судьбе. Эти размышления и нашли отражение в «Арионе». В стихотворении в аллегорической форме изображено восстание декабристов. Дружные пловцы ассоциируются с друзьями Пушкина – декабристами. Вихрь погубил плывущих: «Погиб и кормщик и пловец». (Погибли вожди восстания, рядовые декабристы разбросаны по тюрьмам.)

«Я гимны прежние пою…» – Эти смелые гимны свободе – стихи Пушкина, который и после «бури» (после восстания) остался верен своим друзьям-декабристам, верен их идеалам.