1) Принцип номинации, мифологизация истории.
И из этого они творят свой миф – они изменяют историю по современности, и они показывают, что все может меняться, но конфликт один вечен: свобода и тиран – и тиран будет повержен. Они понимают, что история идет по кругу, значит можно внести разумность, убрать повторяемость – и сделать бросок вперед. Поэтому они часто возвращались к прошлому, чтобы учиться и не повторять ошибок.
Все историческое время они делят на:
- малое – оно может быть очень долгим, когда патриотический дух спит, когда нет всплесков нации
- большое – может быть очень коротким, когда народ проявляется ярко – война
И если из спящей массы просыпается хотя бы один, то народ уже велик, так как у них величие проявляется в единицах.
Исторический сюжет позволял открыто вступать в диалоги с властью современной.
3 стилевых течения:
- античный стиль - тираноборческие сюжетные жанры: гимн, ода, подражание античным поэтам
- древнерусский - жанр: ведение старины, думы, баллады-легенды, романтические поэмы на сюжеты истории. Огромное влияние оказало “Слово о полку”. Из него нравилось – музыкальность, песенность, живописность, полиметрические конструкции.
- фольклорный – ориентирован на устное творчество. Жанры – песни, частушки, используются фольклорные образы: пьтца-тройки, матери-земли, используются ритмы: частушки, песни, агитационные стихи. Жанр – декабристские поэмы.
6.Жанр поэмы в творчестве декабристов
Так как на творчество декабристов оказал влияние романтизм – то основные идея передались – дух свободы.
Основные особенности творчества:
- носило гражданственный характер
- поэт разрабатывает героическую тематику
- обращенность к истории
- показывали героические черты
И эти же черты были присущи и поэмам. А именно декабристы воспевали так называемую байронскую поэму – с обращением к историческому прошлому. И здесь главная задача – найти героя – бунтаря, одиночку, который идет наперекор враждебным обстоятельствам во имя свободы. Это высокая, светлая личность. Крупнейшим поэтом и главной декабристского романтизма был Рылеев. Поэмы Рылеева содержали творческую полемику. По материалу украинской жизни он написал поэму “Войнаровский”, “Найливайко ”. Однако он сам говорил, что отступает от реальной истории. Эта личность либо гибнет физически, либо она изгнана.
Для Рылеева главным врагом было самодержавие и это отразилось в поэмах – поэтому герои, которые сражались с ним были идеализированы, что иногда не соответствовало с историей.
Но Рылеев наполнил поэму “Войнаровский” содержанием, которое овтечало его убеждению и он как художник-романтик противопоставил реальной истории свой мир с Войнаровский и Мазепой как героями. Наливайко в этом плане больше соответствовало достоверным событиям. Но во всех своих поэмах его прежде всего интересовала идея освободительной борьбы украинского народа, восстание против польских магнатов, поступление против побегов.
Важный жанр: думы. Это лиро-эпический жанр, который был подсказан фольклором. каждая дума имеет одинаковую структуру:
1) справка о герое/ историческом событии
2) поэическое прочтение исторического факта: описание места, речь героя (монолог – в центре), нравоучение (мораль – в финале). Но лишь в 2х думах это нарушено – Сусанин (там нет монолога, так как его любовь - действие) и Петр Великий Вострогожский – здесь непривычна тональность, здесь все мысли – праздничные, так как совершается великое для России дело. И здесь нет трагической предопределенности истории.
Но и после 25го года декабристы вернулись к литературе, и они продолжают писать под другими псевдонимами. Они не отказались от идей, но считали свой выпад как ошибку.
7. Лицейская лирика Пушкина.
1811г – поступает, 1813г – проба пера, летом 1817г – заканчивается этот период.
У Пушкина этапы уникальны, так как они закончены и осмыслены. Творчество Пушкина очень последовательно. 1813г все сопобствовало творчеству, и уроки, и занятия (их заставляли писать стихи). Основной критерий отбора в лицей – незаурядные способности. Преподавали там лучшие преподы – эти люди закладывали очень хорошие вещи. Лицей располагался в царско-сельском селе – двора (царского) не видел. И это сформировало особую форму мировоззрения + балы, чтобы могли общаться с девушками. Пушкин учится, причем этот период очень стремтельный, Пушкин сохрпаняет мышление жанра. Он осваивает всю жанровую систему, которая существовала, пробует все: и оды, и сатиры, элегии, послания и романсы, эпиграммы, эпитаф, мадригал. Эта всеядность от внутренней задачи найти свой голос. Пушкин осваивает чужие голоса, чтобы найти свой. В связи с этим новый жанр, и были такие жанры, к которым он не вернется никогда – “аллегорическая сатира”. Но сам прием аллегорий обретает у Пушкина особое звучание. И выявились приоритетные жанры. До 15 года – этап, когда доминирует жанр дружеского послания, 16-17 – жанр элегии.
Дружеские послания.
Пушкин следует за Батюшковым, “Мои пенаты” – который создает жанровый канон. Пушкин ухватывает все основные параметры жанры, ухватывает образность. “ Пушкин начинает говорить по-своему, но сохраняет как у Батюшкова – лирического героя – отшельника, странника, который нашел себя в тихом уголке, без суеты, нет ярких впечатлений, так как он ищет уединения для творчества. Это одиночество – добровольное и поэтому не трагичное. Это самостоятельный выбор и это такого характера, что оно может быть преодолено. Но в этом момент ему важно быть одному. Дом, в котором живет лирический герой, скромен. У батюшкова – “хижина убогая”, а у Пушкина – “светлое, скромное, без роскоши”. Также как и у Б. – уединение не абсолютно, так как они общаются и этот момент принципиален. В Городке – уволенный от слжбы майор отставной и обрпаз будущего Онегина, так как есть старушка, которая что-то говорит – “болтовня”, но это важно. У Пушкина входят речи других, это передается постепенно и важный персонаж “болтун” и этот персонаж есть во всех произведениях. Эти герои – абсолютно естественны, так как доверяя себя *** они иджут в сторону добра, так как нет конфликтного отношения к жизни. Также культ творчества, у Пушкина это по-особенному – описания книжной полки – и здесь Пушкин высказывает свои литературные интересы и предпочтения, свои литературные критерии – и совмещает отечественное и зарубежное, и Вольтер – вершина, которая для него внутри недосягаема. И литературная тема, кладбище – и это книжная полка. При этом он не сразу отвергает, а сначала читает, потом отвергает (литература в рукописи, и это узкость) – ритм, образная сфера, язык. Он ухватывает язык Батюшкова, он включает (корректно) его язык, это не ирония, а лишь показывает, что Батюшкова стилистика. Пушкин осваивает чужое, но со своим миром.
А дальше Пушкин влюбляется и пошла форма элегии. В этом жанре ориентир –Жуковский. Это иные настроения, грусть, это попытка выразить свою душу – лирика становится психологической.
Характерно:
Все о любви, чувства сильное, но не разделенное. Любовь здесь чувство идеальное, платоническое, и направалена на образ, а не на человека. Общее состояние усиливается осенним пейзажем (запустение) и герой один на один со своим чувством. Мучительное осознание чувства разлуки.
Пророческое стхотворение – “Желание” (1816г) – так много из зрелого Пушкина. Здесь поэтизируется жизненное мгновение. Общая эмоция – грусти и прощания. Борьба разных ощущений – которые живут в человеке (полярных ощущений) – горести, разочарование, опустошение и тревожное предчувствоание будушего. Здесь же контрастное восприятие времени. Жизнь – как то, что идет медленно + душа, которая под бременем так опустошена и желает смерти. Но в финале – проявляет страстность, полную жизнь. И все сошлось в этом стихотворении, и всегда поэт будет идти из тупиков к свету. Когда он осваивает послание, элегии, но он начинает синтезировать и выступает как новатор – “воспоминание в царском селе”. Оно интересно тем, что совмещает традиции Державинской оды, но контекст иной + батюшковская историческая элегия. И это совмещение 2х традиций давало неожиданный эффект. Он синтезирует, ищет. Пушкин в своих юношеский убеждения любил, и никогда от них не отказывался, Пушкин зранил свою лицескую тетрадь, но он избавлялся от длинных нот, многословности
8. Эволюция пушкинской романтической поэмы (от «Кавказского пленника» к «Полтаве»).
1820-1824г – великая южная ссылка – знак романтизма.
Первая романтическая поэма – “Кавказский пленник”, “Цыгане”, “Бахчисарайский фонтан”. Все романтические поэмы можно разделить на 2 направления, 2 различных аспекта:
- героический характер в трактовке волевого образа человека, прошедшего через испытания
- здесь освобожение от мучительных страстей, лирические переживания – область интимно-личных чувств и в противоположность мужественным образам – интимное столкновение вело к женственным образам
К первому типу можно отнести “Кавказский пленник” и “Братья-разбойники”, хотя последние остались незавершенными.
“Кавказского пленника” принято считать начальной супенью, началом эволюции романтических поэм, так как хоть эта поэма не до конца выдержана в романтизме – так как нет грубокого психологического проникновения поэта в облик человека своего времени, да и характер главного героя скорее подходит для романа, чем для поэмы. Тем не менее здесь впервые появляется образ героя-современника, беглеца, странника, человека с мятущейся душой, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет. Так впервые в поэмах появляется “герой отступник самовольный”, “изгнанник самовольный”. В “Кавказском пленнике” этим отступником является пленник, бежавший от суеты высшего света за свободой – но обретший кандалы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Это вольнолюбивая идея воплощена и в образе черкешенки – которая лучше воспользуется кинжалом или ядом, чем позволит продать себя в другой аул. Она – воплощение любви и самопожертвования, так как она жертвует собой во имя свободы любимого. Большое количество описаний гор, пейзажей, не особо связанных с сюжетом – все это недостатки только еще зарождавшейся романтической поэмы.
Во втором – лирическом течении - написана поэма “Бахчисарайский фонтан” – который считается самым значительным произведение романтического периода, по мотивам крымского местного предания о любви хана к пленнице – христианке и ее драматической гибели. Романтическая драма возникает из столкновения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций, христианской и мусульманской. Конфликт романтических поэм – столкновение двух чувств, их невозможность соединения. Так крысмский хан Гирей пленил Марию и забыл свою любимицу – молодую грузинку Зарему. И этот треугольник и является конфликтом – “мучительные страсти” – от которых избавится можно только через смерть, поэтому Мария умирает, а Зарему утопили. “Бахчисарайский фонтан” поражает своим лиризмом, драматическим сюжетом, поэтическим изображением крымской природы.
Замыкает череду “Цыгане” – но лишь начало с образом свободолюбивой Земфиры и Алеко. Все герои романтических поэм – странник, изгнанники поневоле – но ищущие свободы и страдающие за нее. Положение Пушкина в южной ссылке было таково, что вечное состояние несвободы и желание его порушить – то, что пережалость всем героям,
9. Романтизм в пушкинской лирике (южная ссылка).
1820-1824г - ссылка на Кавказ оставила глубокий след в творчестве, в это время он знакомится с поэзией Байрона, влияние которого способствовало развитию передового романтизма и открыло романтический период. Ведущее положение в “южной” лирике заняли элегия и дружеское послание. Привлекал и жанр романтической баллады – “Песнь о вещем Олеге”. Элегии: “Погасло дневное светило”, “Я пережил свои мечтанья” – автопсихологично. Многие особенности элегии – исповедальность, быстрая смена чувств и эмоций, фрагментарность характерны и для послания.
Здесь написана первая романтческая поэма – “Кавказский пленник” (20-21г), “Братья-празбойники”, “Бахчисарайский фонтан”.
Герой- современник, беглец, странник, человек с мятущейся душой, для которого тесен мир и он бежит. То есть это мир, который чужд герою. Поэма – лиро-эпическй жанр, и в лирике появляется герой, который наделен мятущимся сознанием (отшельник, монах). С одной сторны – Наполеон, связанные с внутренним мироощущением поэта, не случайно в его элегиях оксюморон – “изгнанник самовольный”. Внутренний стержень состояний, который Пушкин будет изображать. Положение Пушкина в южной ссылке было таково, что вечное состояние несвободы он вносит это в характер своих героев.
“Погасло дневное светило” – первая романтическая элегия. Она опирается на реальные жизненные факты - с этой элегией связяно рождение совершенного жанра жлегии.
Важно:
- личный опыт (раньше, говоря о себе, выбирает опосредованное, а теперь – конкретный пейзаж, узнаваемый, мгновения собственной биографии, личное прошлое и это позволяет сделать обобщение всей эпохи) - личное – это возможность вывести общество
- внешняя стороны элегии – идея движения, но одновременно внутренний план - движение во времени, и возникает идея – избавление от прошлого, то есть возникает сугубо пушкинский стиль элегии.
Историческая элегия. Здесь всегда – персонаж.
Элегия “к Овидию” – особое значение, так как идет речь о бессмертии поэтического слова. Параллелизм судьбы Овидия и Пушкина – позволяет анализировать судьбы и он понимает, что может измениться все, кроме конфликта. Поэт – язык – власть.Идея времени – связь времен через слово поэтическое. Жанр антологической пьесы.“Муза”, “Нереида”, “Приметы”, “”Редеет облаков летучая гряда”, “Земля и море”.
Это было жанр – сквозной жанр. Так как это было современное переосмысление древности – он использует статуарные моменты – за фиксации.
Статическое становится способом выразить динамику времени. Лирический герой видит, как общество приходит в мир и, видя это, в нем рождается дар видеть и описывать красоту. Пушкин показывает статический жест, но показывает идея перехода одного в другое. И такие образы, которые соединяют мгновенное и вечное, статичное и динамичное и жанр с исторической темой – баллады.
Но прежде чем он придет к этому развитому, был неожиданный переход “Черная шаль”, однако Пушкин пишет не мещанский романс, а балладу, так как воспроизводит балладу “Мщение”, и сюжетный поворот. Это сделано для показание новых возможностей – лишает балладный сюжет мистичности, но остается тема и возникает герой-персонаж. Тем самым жанр баллады стал иным.
Характерно:
- опирается на достоверный исторический сюжет (из древней летописи), но этот сюжет важен как сам по себе – он пытается разобраться в реальном конфликте прошлогоl пытается понять психологию, при это события – легенда! То есть опирается на предания, и на этой основе развивает анализ. И он больше любит предание, так как это то, как видел прошлое народ.
“Песнь о Вещем Олеге” – Пушкин изображает не насыщенную роль воина, а конфликт нравственной сфера – и изображает 2 плана – могучий воин бессилен перед судьбой (тема рока) и правителя и свободное слово (легендарный правитель бессилен перед свободным слово волхва).
Лирическое начало:
- То, как проявляет себя герой
- Внутренний мир проявляется через мимику и жесты
- Автор присутствует
- Эмоциональный план проявляется через слово (огромное количество эмоционально окрашенных эпитетов + система повторов)
- Меняет принципы летописи (он активно использует многословия, отказывает от лаконизма летописи)
- Герой склонен к рефлексии
Через этот сюжет Пушкин силится понять логику тех *** которые управляют человеком.
Послание.
Он изолирован от друзей и поэтому этот жанр. Характерна исповедальность и отчетливо входить личность адресата. Поэтому послания двупортретные. Включает факты бионрафии и портретные черты.
Южная ссылка заканчивается внезапно. Пушкин переезжает в Одесу. Воронцов не воспринимает его как поэта и вообще желает удалить его. И тут появляется повод – письмо к Вяземскому, где он признается в атеизме. И его ссылают в Псков, в Михайловское.
Новое направление в поэзии Пушкина проявилось уже с первого стихотворения, написанного на юге — элегии «Погасло дневное светило...» (1820):
Элегия содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина. Намёки на «безумную любовь», на какоё-то обман и т.д. Элегия продолжает традицию жанра романтических «унылых» и «вечерних» элегий: обязательный вечерний пейзаж. Пушкин прекрасно владеет стилем романтической поэзии, но есть в элегии именно неповторимо пушкинское — традиционные романтические мотивы и образы не являются литературной условностью, вымыслом, они соответствуют реальности, достоверны, обеспечены реальными событиями жизни поэта. Обычное место героя романтической литературы на границе стихий (море, скалы, ветер) у Пушкина действительно было таким и поэтому образы обладают удивительной зримостью, пластичностью, почти ощутимы.
Потрясающая достоверность образов, но вместе с тем — предельная романтичность. Герой не просто на границе стихий, всё доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно, причём герой не на берегу моря, а между океаном, небом и твердью; кроме того на границе дня и ночи. А также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Романтическая лирика Пушкина — уникальное проникновение жизни в поэзии и поэзии в жизнь.
Элегия «Погасло дневное светило...» была первым стихотворением нового периода пушкинского творчества и началом так называемого «крымского цикла» элегий.
10. Становление реализма в лирике Пушкина (вторая половина 1820-х годов). В 20х годах случился глубокий духовный кризис, вызванный событиям европейской и русской жизни. Свойственно разочарование – разочарование не в том, что монархия – так как Пушкин был не против монархии – разочаровался в самом монархе, в тех людях, которые призывают идти за собой и сами являются глупыми, жалкими, скептический взгляд на “возжей”, которые сами попирают свои же законы. В процессе развития пушкинской лирики, особенно в 1820-е годы, заметное место принадлежит меняющимся отношениям между ее элементами, которые можно обозначить как «домашняя» и «высокая» (или общезначимая) лирика.
Вводя понятие «домашняя» лирика, я опираюсь на терминологию Ю. Н. Тынянова. Характеризуя эволюцию авторского образа в посланиях Пушкина, он говорил о появлении «индивидуальной домашней семантики» как следствии конкретизации «автора» и «адресатов» (имелась в виду «конкретная недоговоренность, которая присуща действительным обрывкам отношений между пишущим и адресатом»).
Под «домашней» лирикой я имею в виду стихотворения, включающие в себя неупорядоченную, эмпирическую действительность, реалии повседневного быта и лишенные той степени обобщения, которая снимает прямую приуроченность их к событиям частной жизни поэта и придает им более общее значение. Сразу же оговорюсь, что в пределах лирики Пушкина выделение «домашних» стихотворений и мотивов в их, так сказать, «чистом» виде является не всегда легким вследствие особой судьбы пушкинского наследия в русской культуре. Жизнь и личность Пушкина оказались мифологизированными, и все, что относится к частному быту поэта, практически приобрело права гражданства наравне с его творчеством.Следует также учитывать, что собственно «домашняя» лирика может быть выделена лишь на хронологически ограниченном отрезке; поэтому при ее исследовании на первый план выдвигается не стабильность самого понятия, а изменение его функций в процессе развития лирики Пушкина.
Что же касается, условно говоря, «высокой» лирики, то здесь (наряду с поэтическим самосознанием эпохи) основным критерием является степень сознания самим Пушкиным общезначимости своих стихотворений. Важным поэтому оказывается факт публикации им своих стихотворений или включение их в списки произведений, предназначавшихся для печати. Критерий этот, конечно, недостаточно надежен; необходимо делать поправки на обстоятельства, препятствовавшие обнародованию некоторых лирических стихотворений Пушкина, особенно на поздних этапах его творчества.
Наконец, еще одна оговорка. В своей статье я касаюсь лишь лирики Пушкина 1820—1830-х годов. Рассмотрение же лицейской лирики, как и лирики 1817—1820 гг., потребовало бы учета многих специфических обстоятельств, связанных с особенностями этих этапов, носящих отпечаток ученичества или переходности; лишь зрелая лирика Пушкина складывается во вполне определенную, индивидуальную художественную систему.
С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
В стихотворении 1828 года “Анчар” поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:
“Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. “Бедный раб” не протестует против воли владыки, который преумножил зло, “напитав ядом свои послушливые стрелы” и разослав их в соседние пределы.
С темой свободы в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829), “Элегия” (1830) и “Вновь я посетил” (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.
В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” поэт мыслит о “дубе уединенном”, который “переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов”.
Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:
Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда - символы свободы), анафоры (“пока свободою горим, пока сердца для чести живы”), сравнения.
Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.
Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».