logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.

Беседа по вопросам:

1. Объясните, что это за дерево – анчар? Где растет? Для чего применяется сок этого ядовитого растения? (Пушкиным использованы сведения о «дереве яда», растущем на Яве. Из коры дерева вытекает ядовитая сера, которой намазывают наконечники стрел. За ядом посылаются осужденные на смерть преступники.)

2. Как вы понимаете эпитеты: чахлая и скупая (пустыня), грозный (часовой), мертвая (зелень), густая, прозрачная (смола), послушливые (стрелы)?

3. Найдите славянизмы. (Чело, древо, хладный, тлетворный). Каково их художественное назначение?

4. Какими словами показывал поэт ядовитость дерева? Что значит «тлетворный»? (Тлетворный – губительный, порождающий тление.)

5. Ради чего принесена в жертву жизнь человека?

6. Что развенчивает в своем стихотворении поэт?

7. Какое политическое истолкование получило стихотворение «Анчар»?

В «Анчаре» Пушкин пишет о губительной силе самодержавия. Образы ядовитого анчара и самодержавия, тирании сливаются в стихотворении в единое целое, как «воплощение гибельных, чуждых человеку сил» [4, с. 18].

Стихотворение «Анчар», заключая в себе громадное обобщение социального и политического характера, глубокое философское содержание, совершенно по форме, об этом свидетельствуют «чеканная композиция, блестяще проведенный прием антитезы, предельная сжатость словесного выражения, железный ритм, суровая выразительность стиха» [4, с. 19].

«Это одно из самых художественно выразительных и глубоких произведений мировой литературы, направленных против угнетения человека человеком», – пишет об «Анчаре» Д. Д. Благой [1].

Домашнее задание.

Прочитать стихи «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.