logo search
ежедневник-пролог

19.08. Милости Божией Матери к нашей родине неисчислимы

(Празднуем Пресвятей Богородице, бывшего ради милосердия от иконы Ея святыя, нарицаемая Донская)

Милости Царицы Небесной к нашему отечеству неисчислимы. Всем известно, что в 1395 году Она спасла нашу родину от завоевателя монгольского Тамерлана, в 1480 царя золотой орды Ахмата, в 1521 казанского хана Махмет-Гирея и в 1612 году от ляхов. Но эти, всем известные, чудесные избавления Богоматери нашей родины от врагов далеко еще не исчерпывают всех милостей Царицы Небесной к России. Есть и еще довольно событий, в нашей отечественной историй, свидетельствующих о чудесной помощи Царицы Небесной Русским в борьбе их со врагами. Чтобы убедиться в этом, возьмем для примера событие праздника 19-го августа в честь Божией Матери — иконы Ее Донская. Несомненно, что и оно убедит нас, что, и кроме указанных избавлений, Царица Небесная и в другие времена являла нам Свои милости. В царствование Феодора Иоанновича, на Русь напали двое врагов: король Шведский пошел на Новгород и Крымский царевич Нарадын, со своим братом, на Москву. Подошедши к Москве, Нарадын с войском расположился в окрестностях последней, на речке Котлах и на горах Воробьевых. Феодор Иоаннович, пославший большую часть войска к Новгороду, на отражение шведов, увидел полную невозможность со своими малыми силами противостать татарам и обратился со слезною молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи против врагов. Он вошел в Благовещенский Собор, взял оттуда чудотворный образ Божией Матери — именуемая Донская и с оным обошел крестным ходом стены Кремля и ряды своих воинов. Молитва благочестивого царя была услышана. Ночью он получил откровение от Царицы Небесной, что силою Сына Ее и Бога, по Ее предстательству, враги будут побеждены, что и сбылось. На другой день, рано утром, Нарадын напал на Русских и бился с ними целые сутки. Но, вдруг объял его великий страх, и он, гонимый невидимою силою Божьею, обратился со своими полчищами в постыдное бегство. Русские преследовали его, многих татар побили, многих пленили и взяли большую добычу. Через нисколько времени, Нарадын, желая отомстить за поражение, в том же году снова пошел на Москву. Но и тут снова потерпел неудачу, будучи "поражен, как говорит сказание, десницею крепкою Сына Божия, за предстательство Богоматере, Пречистые Богородицы". После этого, благоверный царь, в благодарность Царице Небесной и в память одержанных побед, на месте, где стоял чудотворный образ Богородицы Донская посреди русских полков, повелел устроить в честь Богородицы церковь, основал при ней мужской монастырь и учредил в оный ежегодный крестный ход. Но, после смерти Феодора Иоанновича, крестный ход был отменен, и его не было до времени воцарения Алексея Михайловича. При сем последнем татары напали на Курскую область, разорили и пожгли много сел и городов, и многих Русских пленили. Царь пламенно стал молиться пред образом Донской Богоматери и также, с помощью Царицы Небесной, татар победил, прогнал и забранную ими добычу отнял. И он, приписывая свою победу помощи и заступлению Владычицы, повелел снова крестный ход в Донской монастырь возобновить, и ход сей совершается ежегодно, 19 августа, до настоящего времени.

Итак, и событие сего праздника убеждает нас, что, кроме в начале слова указанных избавление, и в другие разные времена Царица Небесная являла Свои милости нашей родине. Но конечно, и последние два события не заключают собою бесконечного ряда милостей к нам Божией Матери. Довольно сказать, что в отечестве нашем нет почти ни одного града, который бы не имел видимого залога — невидимого Ее заступления, чудотворных икон Ее, пред которыми и доселе совершаются те же чудеса, которым мы удивляемся в историях. И если так, то все это не убеждает ли нас, что Царица Небесная есть для нас столп огненный, наставляющей нас, сущих во тьме и покров нам, ширший облака? Что Она и от всех врагов нас избавляет и от бед заступает? И что все мы — Ее дети, грешные, но все — любимые Ею? И если убеждает, то не должны ли мы дорожить милостями Царицы Небесной, и оставаться всегда благодарными Ей? Без сомнения, так, братие, ибо нет хуже порока, как неблагодарность. Но и желая оставаться благодарными нашей великой заступнице, не будем забывать, что благодарность наша Ей будет приятна тогда, когда мы выразим Ей оную неуклонный хождением по путям заповедей Сына Ее и Бога, благотворениями бедным и усердною молитвою. Аминь.