logo search
ежедневник-пролог

7.08. И несчастия полезны

(Слово святаго Иоанна Златоустаго, яко потребны суть напасти, и яко не присно нам бес злобы виновен бывает)

В бедствиях, постигающих вас, и неприятностях, встречающихся с нами, мы привыкли, братие, видеть одно лишь зло и не хотим знать, что они часто могут быть полезны для нас и спасительны. А это последнее знать нам не мешало бы, ибо, тогда, во 1-х, мы не предавались бы в них безнадежной скорби, малодушию и унынию; во 2-х, мужественно бы боролись с ними и, в 3-х, пожалуй, и принимали бы их без ропота, а с благодарностью к Богу. Скажете: да какое же добро может заключаться в бедствиях, и какая может быть польза от них, и каким образом они могут быть спасительны нам? На все это ответы мы дадим вам, братие, но только, для большего убеждения вашего, не от своих слов, а от слов вселенского учителя… Надеемся, вы поверите ему более, нежели нам. Что же говорит он? Вот что: "повелел Фараон бросать в реку младенцев; но если бы этого не было, то не был бы сохранен Моисей и в царских палатах не был бы воспитан. И когда он жил в роскоши не был в почете, а когда был изгнан в чести стал… Некогда грозил ему Еврей и говорил: "не хочешь ли ты и меня убить?" И это было ему на пользу; ибо вело его к тому, чтобы зрел в пустыни видение… и стать после того известным. И чем более восставали против него Иудеи, ТЕМ более, чрез это, он прославлялся. Также было и с Аароном; и когда восстали против него, тем более принесли ему славы. После этого и первосвященническая возложена на него одежда и кидар (род митры) на голову его и прочее все по достоинству его, чтобы не сомневались более в его Божественном избрании. Три отрока были брошены в печь и сего ради прославлены. Даниил ввержен в ров и по выходе из него, стал славнейшим. Итак, видишь ли? Великие напасти и здесь служат на пользу, не говоря уже о жизни будущей. Но, скорби и испытания; продолжает вселенский учитель, полезны и с другой стороны. Если кто питается при дворе царском, не зная ни забот, ни скорбей, не будучи никем прогневляем, и все, что желает получает и имеет всех в послушании: не делается ли он подобным бессловесным? И не делаются ли иногда, наоборот, нищие разумнейшими богатых, потому что постоянно принуждены бороться с нуждой? Или, посмотрите на тело: когда оно праздно и без движения, тогда становится болезненным и неприятным на, вид; а когда находится в движении и трудах, тогда бывает и красивым, и здоровым. Точно так же разумей и относительно души. И как железо, лежащее без употребления, ржавеет, а обрабатываемое сияет, так тоже бывает и с душою, смотря потому остается ли она без движения, не обуреваемая скорбями, или находится в постоянном бодрствовании, возбуждаемая ими. И если бы не было ничего, что бы возбуждало нас, то не было бы и движения. И если бы все делалось по нашему желанию, тогда бы не могли научиться рассуждению и искусству. Так и добро и скорбь, в меру бывающая, добро и печаль, добро и скудость, ибо все это мужественными нас делает… Поэтому да не негодуем, но радуемся в печалях; ибо они, суть врачевства, полезные в наших ранах, и хотя с одной стороны горьки, за то с другой сладки… "Будем благодарны Богу и за скорби; ибо не без рассуждения Он попускает оные, но соделывая чрез них полезное нашим душам. Благодаря же Бога, не забудем, что здешние скорби временны, и станем простирать свои мысли на будущее, чтобы все перенести доблестно и будущих благ сподобиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа". Итак, по слову св. Златоуста, бедствия полезны для нас потому, что оставляют после себя нередко благотворные последствия, и необходимы вследствие того, что делают нас мужественными и терпеливыми. Принимая к сердцу сказанное св. Златоустом о пользе скорбей и бедствий, обратим внимание и на следующие примеры ежедневного опыта. Скажите, братие, когда в человеке, являются более живая вера и упование на Бога? В бедствиях. Когда он усерднее молится Богу и чаще из глубины души восклицает: Боже мой, Боже мой? В бедствиях. Когда он делается смиреннее? Опять в них же. Итак, значит, бедствия полезны еще и потому, что они становят человека ближе к Богу, а следовательно и к Его Небесному Царствию. Поэтому в бедствиях не одно зло, но и польза; не одно горе, но и спасение. Да оно так и на деле есть, ибо иначе не сказал бы Господь, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22). А если сказал, то уже и несомненно, что напасти нас вводят в оное и следовательно несомненно, повторяем, и спасительны для нас. А если и это справедливо, то кто же, кроме маловерного, будет малодушествовать в них, и кто же, кроме незнающего Бога, отчаиваться в них? Думаем, что вы не из таковых, братие, и пребудете верными Богу и в бедствиях, и, сознавая пользу их, и в оных останетесь непоколебимыми, как скала. И дай Бог чтобы предположения наши, относительно вас, верны были. Аминь.