logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)

Цели: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В семье Ростовых, Болконских

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

II. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т. I, ч. I, гл. 7–11, 14–17).

Беседа по вопросам:

1. Где живут Ростовы? (В Москве, а летом в имении «Отрадное».) Какова общая атмосфера в семье?

2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».

Перечислите гостей. Обратите внимание на внешность, поведение, манеру общения гостей.

3. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все? (Марью Дмитриевну Ахросимову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой обращения», ждут с нетерпением все.)

4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице («казаку», «зельё девке»)? (Для Наташи «она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками».)

5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?

6. Как развлекается молодежь у Ростовых?

7. Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты».)