logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

1) Каковы впечатления от прочитанной сказки?

2) Как автор называет Топтыгина I?

3) Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» – вот что нужно. Судьба Топтыгина I – «погорел на ерунде, хоть потом все погромил – был отчислен. Топтыгин II – распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Топтыгин III выбрал золотую середину: ничего не делал, но и его «постигла участь всех пушных зверей».)

Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. (Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II.) По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

4) Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса – администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.)