logo search
Русская постмодернистская литература

Деконструкция границ между философией и литературой.

Предпринятая Деррида "текстуализация" реальности ведет к стира­нию границ между различными языками культуры, и прежде всего ме­жду философией и литературой. Деррида отказывает философии в статусе "верховной науки", репрезентирующей бытие, рассматривает философский дискурс вне его предпочтения другим*, идет по пути сближения философии с литературой, впитывает опыт Ницше, разру­шавшего границы между поэзией и философией. Как и Ницше, Дер­рида считает, что литература и искусство более непосредственно связаны с жизнью и с процессом становления. В литературе его при­влекает многомерный, спонтанно-нелинейный способ мышления, мно­гозначность, способность ускользать от окончательных ("единственно

* У Деррида, безусловно, есть предшественники, например американский ученый Пол Карл Фейерабенд, не только отстаивавший позицию теоретико-методологичес­кого плюрализма, но и предлагавший лишить науку центрального места в обществе, уравнять с другими формами духовной деятельности.

25

верных") ответов. Кроме того, философия учится у литературы суще­ствовать "без пользы", без задания, "беспартийно".

Деконструкция "не смешивает и не противопоставляет строгую философию и литературность, но вводит их в контекст более широ­кой творческой разумности, где интуиция, фантазия, вымысел столь же необходимые звенья анализа, как и законы формальной логики" [283, с. 32].

Возникают новые формы дискурса, мутантные жанровые образо­вания результат "двойного письма". Деконструктивистская критика философская и художественная одновременно (паракритика*), приме­ром чего может служить многое из написанного Деррида.

Осуществляется не только своеобразная эстетизация философии указывается один из возможных путей обновления литературы.

Деконструкция, по мысли Деррида, должна охватить весь культур­ный интертекст. Сам философ "обращается к текстам Гераклита, Со­крата, Платона, Аристотеля, Руссо, Гегеля, Канта, Ницше, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера, Барта, Леви-Стросса, Фуко, Лиотара, де Мана, Альтюссера, Витгенштейна, Фейерабенда, а также произведениям литературного авангарда Малларме, Арто, Батая, Жабеса, Понжа, Джойса, Целана, Соллерса и других, посвящая их исследованию мно­гочисленные книги и статьи" [283, с. 19]. Культурная память человече­ства, включая маргинальные ее области, выводится из состояния пас­сивности, впрямую участвует в процессе мышления, познания, творчества.