logo
Русская постмодернистская литература

Постмодернизм — итог накоплений всех культурных эпох.

Аполлоновские направления создаются большей частью на основе обобщения и творческой переработки культурного наследия. Так, усвоение достижений греческой классики сыграло решающую роль в формировании греко-римской классики; ценности той и другой легли в основу Ренессанса и в сочетании с собственными открытиями по­следнего преломились в классицизме; все они вместе взятые "выносили" в своих недрах реализм. Итожащий характер аполлоновских направлений, по-видимому, отвечает потребности человеческого сознания и — шире - человеческого общества осмыслить, откор-

62

ректировать, обобщить накопленное в сфере культурной жизни за большой отрезок исторического пути, за целую культурную эпоху.

Особенность постмодернизма в том, что он итожит накопления всех культурных эпох, подвергая в то же время их ценности деканонизации. Постмодернизм — "синтез возврата к прошлому и движения вперед" [283, с. 120]. В этом заявляет о себе не только инстинкт са­мосохранения культуры в технизированном, омассовленном мире, — проступает и большее: осознание «важности гуманитарного "противовеса"» [233, с. 12] технократизму, рационализму; потреб­ность противостоять натиску массовой культуры; наконец, необходи­мость воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению, дабы с помощью культуры удержать лю­дей от насилия над себе подобными и уничтожения жизни на Земле, помочь народам лучше понять друг друга. Для того же, чтобы обоб­щить такой колоссальный объем культурной информации, и пона­добилось искусство знаков — симулякров.

"Феномен усложнится, если мы вспомним, что через историю пе­риодически проходило подобное неистовство изобразительного геометризма. Уже в эволюции доисторического искусства мы замечаем, что художественное восприятие начинается с поисков живой формы и завершается тем, что уходит от нее, как бы исполненное страха и отвращения, прячась в абстрактных знаках — в последнем прибежи­ще одушевленных или космических образов. Змея стилизуется как меандр, солнце — как свастика", — пишет Хосе Ортега-и-Гассет [310, с. 253]. Речь идет о переходе от "живого созерцания" к, так сказать, "абстрактному мышлению" в образах. Такой абстраги­рующий характер присущ и зрелому постмодернистскому искусст­ву, но объектом абстрагирования становятся культурные накопле­ния исторической, а не доисторической эпохи. Возможно, постмодернизм сигнализирует о завершении сверхцикла в разви­тии человеческой культуры перед началом нового — постистори­ческого — витка ее развития.

Внутри культурных эпох действуют свои ритмы. Ощущение изжитости господствовавших на протяжении культурной эпохи метанарративов способно породить "ситуацию постмодерна".