logo
Русская постмодернистская литература

Аполлоновское и дионисийское начала.

Если обратиться к концепции двух видов культуры и двух начал бытия, разрабатывав­шейся Фридрихом Шлегелем, Фридрихом Вильгельмом Йозефом Шеллингом и окончательно оформленной Фридрихом Ницше в рабо­те "Происхождение трагедии из духа музыки" (1872), то можно ска­зать, что ритм сменяющих друг друга культурных эпох определяется прежде всего чередованием аполлоновского ("светлого", рациональ­ного, упорядоченного) и дионисийского ("темного", иррационального, хаотического) начал**. Развернем применительно к этому тезису куль­турную цепочку:

* Неподготовленным читателем цитатный характер произведения может не улав­ливаться. Эко замечает: "... больше всего меня умиляет одна деталь. Сто раз из ста, когда критик или читатель пишут или говорят, что мой герой высказывает чересчур современные мысли, — в каждом случае речь идет о буквальных цитатах из текстов XIV века" [476, с. 104].

** В культуре целой эпохи, безусловно, в различных соотношениях присутствует оба этих начала, но одно из них в ту или иную эпоху преобладает над другим.

61

... — Архаика — Греческая классика — Эллинизм — Греко-римская классика — Упадок классики позднего Рима — Искус­ство "темных веков" — Готика — Возрождение — Барокко — Классицизм — Романтизм — Реализм — Модернизм — Постмо­дернизм —...,

и мы обнаружим некую ритмическую упорядоченность чередования "светлого" и "темного" начал в процессе развития европейской куль­туры и стран, воспринявших ее традицию, согласующуюся с идеей "вечного возвращения" (и неотделимого от него смещения, перекоди­рования и т. д.):

В постмодернизме оказывается сравнительно четко выраженным преобладание аполлоновского начала, хотя в силу специфики пост­модернизма "Аполлон подчас говорит на языке Диониса", если пере­фразировать Ницше.