Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
Связь литературной и педагогической деятельности с религиозно-философскими взглядами писателя. Элегические, пейзажные и патриотические стихи, оригинальные и переводные баллады В. А. Жуковского в детском чтении. Баллада «Светлана»: переосмысление канонов баллады, ее жизнеутверждающий смысл. Сказки В. А. Жуковского («Спящая царевна», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Тюльпанное дерево»). Народные основы сказок. Развитие традиций русской народной сказки в сказках В.А.Жуковского. Художественное своеобразие сказок, их нравственная направленность. Стихотворения для детей: «Овсяный кисель», стихотворения, посвященные П. В. и А. В. Жуковским: «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик-с-пальчик».
Басни И. А. Крылова в детском чтении. Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова: трезвый ум, уважение к трудовому человеку, родной земле, чувство юмора. Место и состав басен И. А. Крылова в поэтических сборниках и учебных книгах первой четверти ХIХ в.
Тема 7. А. С. Пушкин – детям. Темы, образы, идеи лирических стихотворений, вошедших в детское чтение; поэтическое мастерство. Фольклорные и литературные источники сказок А. С. Пушкина. Темы, образы, сюжеты сказок; их нравственное содержание, глубина народности. Сатира и юмор. Особенности стиха.
Тема 8. П. П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок». История создания и судьба. Народные и литературные источники сказки. Особенности композиции, сюжета, стиха. Реалистические и волшебные образы. Характеристика главного героя сказки. Сатирические мотивы сказки. Язык и стиль.
Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители», рассказы и сказки В. Ф. Одоевского («Серебряный рубль», «Шарманщик», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Городок в табакерке», «Червячок»).
Жанрово-композиционное своеобразие сказки А. Погорельского «Черная курица». Сочетание в ней реально-психологических и фантастических элементов. Характеристики героев, воспитательная направленность книги.
Тема 10. В. Ф. Одоевский как педагог и детский писатель. Педагогические интересы и взгляды, разносторонность деятельности. «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Познавательный характер, философский смысл рассказов и сказок В. Ф. Одоевского. «Городок в табакерке» как первая в русской детской литературе научно-фантастическая сказка для детей.
Тема 11. Детская литература второй половины ХIХ века
Общественно-политическая и культурная обстановка в России шестидесятых годов. Крестьянская реформа, демократизация общества, становление русской классической педагогики, создание народных массовых и воскресных школ. Укрепление полиграфической базы, расширение деятельности издательских и книготорговых организаций (Петербургский комитет грамотности, издательства «Посредник», «Народная библиотека» и др.); издания серии книг для народного и детского чтения: «Красные книжки» Н. А. Некрасова (60-е гг.), бесплатное приложение к журналу «Нива» А. Ф. Маркса, библиотека для самообразования И. Д. Сытина. Первые детские библиотеки. Общее увеличение книг, в том числе детских.
Романтические тенденции в русской детской литературе второй половины ХIХ века. Утверждение критического реализма в литературе для взрослых и детей. Расширение круга детского чтения: включение в детское чтение произведений Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. Д. Телешова, Я. П. Полонского, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Становление классической дидактической детской книги. Биографическая книга. Книга для девочек. Сословная буржуазно-дворянская книга. Научно-познавательная книга (С. М. Соловьев, Н. Костомаров, В. Водовозов-историческая книга, В. Острогорский – этюды по естествознанию, С. В. Максимов – географическая книга). Формирование основных жанров естественнонаучной и географической литературы: книжки-картинки с кратким рассказом, рассказ, очерк, описание, энциклопедический очерк, путешествие.
Революционно-демократическая критика и ее роль в развитии детской литературы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).
Дальнейшее развитие детской журналистики («Родник», «Игрушечка», «Подснежник», «Детское чтение» (с 1905 – «Юная Россия»), «Детский журнал»). Дискуссии по проблемам чтения. Проблема нравственного воспитания как важнейшая проблема детской литературы. Полемика по поводу религиозно-нравственного воспитания. Включение в детское чтение произведений на религиозно-нравственные темы (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).
Автобиографическая повесть. С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова внука. Тема детства в автобиографической повести С.Т. Аксакова. Характеристика главного героя. Христианские идеалы самоотречения, самопожертвования, любви к ближнему в повести. Издания повести для детей.
Ф.М. Достоевский о детях и для детей.
Н.С.Лесков. Его статьи о воспитании, роли религии в воспитании ребенка. Рассказы Н.С.Лескова, адресованные детям. Православно-христианская основа их содержания и формы.
Литературная сказка (С. Аксаков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин). Русские народные сказки в обработке А.Афанасьева. Вклад В. П. Засодимского, А. Анненской в детское чтение.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины