Пояснительная записка
Программа по детской литературе рассчитана на подготовку бакалавра «Педагогического образования» по профилю «Начальное образование».
В наше время в условиях возрождения духовности и возросшего интереса к национальным традициям, историческим ценностям русского народа литературное образование учителя начальных классов приобретает особое значение. Бакалавр должен быть подготовлен к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя. Курс «Детская литература» в системе обучения бакалавра – учителя начальных классов и должен реализовать эту цель.
Конкретные действующие в массовой школе программы учитываются в программе, составленной нами для студентов, будущих учителей начальных классов, но мы ставим задачу дать знания, по объему значительно превышающие действующие программы, сформировать у студентов способность ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.
Программа предполагает изучение детской литературы, а также произведений, вошедших в круг детского чтения, по историческим периодам, определенным главным образом на основе учета внутренних закономерностей развития самой детской литературы, как это предложено сегодня в трудах по истории русской детской литературы. При этом мы считаем неправомерным как механическое отождествление истории детской литературы с литературой «для взрослых», так и резкое разделение детской и «взрослой» литературы, ибо детская литература, ее история самым тесным образом связаны с литературой для взрослых, другими областями культуры, общественным развитием. Поэтому, обращая существенное внимание на качественные изменения в самой детской литературе, мы стремимся рассматривать детскую литературу на фоне развития общественной мысли, педагогических идей, отечественной литературы, всей русской культуры, всецело пропитанной живыми началами Православия. В обзорном порядке предполагается и знакомство с зарубежной детской классикой, основными ее тенденциями и направлениями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны быть подготовлены к работе по развитию духовно-нравственных качеств ребенка, к воспитанию эстетически развитого читателя.
Задачи дисциплины:
- студенты должны получить представление о детской литературе, ее специфике и связи с общим литературным процессом;
- вооружить будущего учителя умениям понимать литературные явления, процессы, самостоятельно в них ориентироваться;
- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе и новые, возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, прочно устоявшихся в отечественной культуре и литературе;
- развить культуру мышления и способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Детская литература» относится к базовой части цикла. Эта дисциплина воспитывает у студентов любовь и бережное отношение к слову, формирует целостное представление о человеке, ребенке, помогает учащимся познавать мир в специфической области, которая недоступна для наук, тесно связанных с систематическим анализом, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Детская литература способствует развитию логического и образного мыщления студентов, углубляет их нравственные представления и понятия, формирует эстетическое восприятие литературных и жизненных явлений.
Преподавание курса ведется путем чтения лекций, в которых даются основные знания в области детской литературы, и практической деятельности студентов, направленной на формирование основных навыков и умений, необходимых будущему учителю начальных классов, способности ориентироваться в условиях меняющихся программ, возникновения школ, работающих по альтернативным программам.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- специфику детской литературы и ее взаимосвязи с общим литературным процессом;
- знать особенности и основные этапы развития отечественной детской литературы;
- иметь представление о творчестве детских писателей, вошедших в «золотой фонд» русской и зарубежной детской литературы;
- знать границы и возможности современного информационного пространства.
Уметь:
- понимать литературные процессы, самостоятельно в них ориентироваться;
- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе возникающие сегодня с нравственно-эстетических позиций, традиционных для отечественной культуры и литературы;
- использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;
- применять современные методы диагностирования и обработки информации.
Владеть:
- теоретическими основами и методами детской литературы, приемами анализа детской книги;
- осознавать духовно-нравственную и художественную значимость произведений детской литературы;
- иметь представление о своеобразии развития отечественной детской литературы, представлять ее ключевые этапы;
- владеть методикой написания литературно-критических работ (аннотация, отзыв, доклад, реферат, рецензия);
- быть способным участвовать в дискуссии на литературоведческие темы.
Перечень формируемых компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
-способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
общепрофессиональные (ОПК):
-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
-владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен оценить фаты и явления художественной литературы, как в историческом, так и в современном контексте;
-способен анализировать художественный и публицистический тексты, определять нравственно-этическую и эстетическую ценность их содержания;
в области педагогической деятельности:
-способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен оценивать достижения региональной культуры, использовать знания о развитии художественной культуры региона в учебно-воспитательном процессе (ПК-19);
- определяет целевые ориентиры в воспитательной и образовательной деятельности;
-способен критически подходить к выбору предлагаемых учебных программ и учебников, видеть в них недостатки и достоинства, корректировать и адаптировать учебные программы с учетом своей личности и личностных особенностей учащихся своего класса;
в области культурно-просветительской деятельности (ПК):
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
- решение задач воспитания средствами учебного предмета;
- способен организовывать просветительскую деятельность среди родителей младших школьников, привлекать их к воспитательной работе в начальной школе.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины