Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
План занятия:
1.Повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». История создания повести. Буратино и его друзья в повести. Смысл сопоставления Буратино и Пьеро.
А.Волков. «Волшебник изумрудного города». История создания сказки. Ее тематика, центральные образы и идеи.
Е. Шварц. Пьесы для детей: «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка». Тематика сказок Е.Шварца, их нравственное содержание и художественное своеобразие.
Развитие фольклорных и литературных традиций в сказках Е. Шварца. Мотивы, сюжеты и образы Х.К. Андерсена в сказках Е. Шварца.
Тематика и проблематика сказов Бажова. Тема труда и творчества в сказах «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» и др. Нравственное содержание сказа «Серебряное копытце».
Литература:
Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2002.
Галанов Б. Пишу на ту же тему по-своему./В кн. Галанов Б. Книжка про книжку.– М., 1974.
Детская литература / под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
Зарубежная детская литература. – М., 1974.
Пантелеев Л. Шварц Е. /В кн. «живые памятники».– М., 1966.
Петровский М. Книги нашего детства.– М., 1986.
Рассадин С. Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра.– М., 1964.
Русские писатели: библиографический словарь.– Т.1.– М.: Просвещение, 1998.
Смирнова В. А.Н. Толстой в детской литературе.– В кн. «О детях и для детей». –М., 1967.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины