Тема 4. Детская литература 18 вв.
Особенности формирования детской литературы в первой половине ХУ111 века. Реформы Петра I и их влияние на просвещение, культуру и литературу России. Введение гражданского шрифта и развитие светской литературы. Деятельность «Ученой дружины». Появление «практических», «развлекательных» и «нравоучительных» книг для детей. Особенности содержания, стиль книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.).
Научные книги. Перевод книги Яна Амоса Коменского «Мир в картинках» и развитие познавательной литературы («Атлас», С.-П., 1739, «Руководство к географии», С.-П., 1739). Занимательная литература в ХVIII веке («Гистории»); распространение басни в детском чтении как отражение сатирической направленности общей литературы (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков). Появление биографических книг о писателях («Житие баснописца Эзопа»).
Политика Екатерины II в области культуры, образования. Влияние идей Просвещения (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци) на развитие детской литературы в России. Классицистические тенденции в детской литературе, утверждение сентиментализма.
Тенденция включения произведений русских писателей-классиков в детское чтение (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, М. М. Херасков) через сборники, хрестоматии, журналы.
Н. Г. Курганов и его «Письмовник». Содержание, структура книги, направленность. Н. И. Новиков, его просветительская деятельность. Журнал «Детское чтение для сердца и разума», его задачи, содержание,
влияние на развитие детского чтения. Участие в создании журнала Н. М. Карамзина. Проза, стихи и переводы Н. М. Карамзина на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума» (повесть «Евгений и Юлия», «Прогулка». «Анакреонтические стихи». Автобиографический роман «Рыцарь нашего времени»).
А. Т. Болотов как общественный деятель и детский писатель. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» – уникальный памятник русской культуры ХУIII столетия. «Детская философия или нравоучительные беседы с детьми» А. Т. Болотова как энциклопедическая книга для детей нового типа. Традиции древнерусской литературы для детей, детской литературы ХУII в. в «Детской философии» А.Т. Болотова Отражение идей эпохи Просвещения. Расхождения А.Т. Болотова с Н. И. Новиковым в оценке просветительских идей.
Произведения Екатерины Второй для детей: сборник «Выбранные российские пословицы», «Разговоры и рассказы», нравоучительные сказки («Сказка о царевиче Фивее», «Сказка о царевиче Хлоре»).
Появление пьес для детей (пьесы А. Т. Болотова, Н. Н. Сандунова, сборник «Детский театр».
Переводная литература.
«Песнь о Роланде» как замечательный памятник французского героического эпоса. Идеи верности, любви к своей земле, самопожертвования. Христианская символика в поэме.
Первые попытки пересказа «Волшебных сказок» Ш.Перро, «Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихота» М. Сервантеса. Вхождение иностранной литературы в круг детского чтения как характерная черта эпохи. Книги особенно популярных авторов (Жанлис, И. Г. Кампе, издание «Детской библиотеки» И. Г. Кампе в переводе А. С. Шишкова).
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины