logo
Детская литература_Беловат

Тема 4. Детская литература 18 вв.

Особенности формирования детской литературы в первой половине ХУ111 века. Реформы Петра I и их влияние на просвещение, культуру и литературу России. Введение гражданского шрифта и развитие светской литературы. Деятельность «Ученой дружины». Появление «практических», «развлекательных» и «нравоучительных» книг для детей. Особенности содержания, стиль книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.).

Научные книги. Перевод книги Яна Амоса Коменского «Мир в картинках» и развитие познавательной литературы («Атлас», С.-П., 1739, «Руководство к географии», С.-П., 1739). Занимательная литература в ХVIII веке («Гистории»); распространение басни в детском чтении как отражение сатирической направленности общей литературы (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков). Появление биографических книг о писателях («Житие баснописца Эзопа»).

Политика Екатерины II в области культуры, образования. Влияние идей Просвещения (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци) на развитие детской литературы в России. Классицистические тенденции в детской литературе, утверждение сентиментализма.

Тенденция включения произведений русских писателей-классиков в детское чтение (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, М. М. Херасков) через сборники, хрестоматии, журналы.

Н. Г. Курганов и его «Письмовник». Содержание, структура книги, направленность. Н. И. Новиков, его просветительская деятельность. Журнал «Детское чтение для сердца и разума», его задачи, содержание,

влияние на развитие детского чтения. Участие в создании журнала Н. М. Карамзина. Проза, стихи и переводы Н. М. Карамзина на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума» (повесть «Евгений и Юлия», «Прогулка». «Анакреонтические стихи». Автобиографический роман «Рыцарь нашего времени»).

А. Т. Болотов как общественный деятель и детский писатель. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» – уникальный памятник русской культуры ХУIII столетия. «Детская философия или нравоучительные беседы с детьми» А. Т. Болотова как энциклопедическая книга для детей нового типа. Традиции древнерусской литературы для детей, детской литературы ХУII в. в «Детской философии» А.Т. Болотова Отражение идей эпохи Просвещения. Расхождения А.Т. Болотова с Н. И. Новиковым в оценке просветительских идей.

Произведения Екатерины Второй для детей: сборник «Выбранные российские пословицы», «Разговоры и рассказы», нравоучительные сказки («Сказка о царевиче Фивее», «Сказка о царевиче Хлоре»).

Появление пьес для детей (пьесы А. Т. Болотова, Н. Н. Сандунова, сборник «Детский театр».

Переводная литература.

«Песнь о Роланде» как замечательный памятник французского героического эпоса. Идеи верности, любви к своей земле, самопожертвования. Христианская символика в поэме.

Первые попытки пересказа «Волшебных сказок» Ш.Перро, «Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихота» М. Сервантеса. Вхождение иностранной литературы в круг детского чтения как характерная черта эпохи. Книги особенно популярных авторов (Жанлис, И. Г. Кампе, издание «Детской библиотеки» И. Г. Кампе в переводе А. С. Шишкова).