logo
Детская литература_Беловат

Тема 7. А.С. Пушкин – детям.

  1. Стихи и сказки А.С. Пушкина, вошедшие в детское чтение. Их фольклорные и литературные источники, тематика, проблематика.

  2. Нравственно-поэтическое своеобразие сказок А.С. Пушкина, их образный строй, богатство фантастического мира.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

  1. Выучите наизусть одно из стихотворений А. С.Пушкина, вошедших в детское чтение («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няня», «Отцы пустынники»… и др.)

  2. Назовите фольклорные источники «Сказки о царе Салтане».

  3. Какие ситуации, образы из русской народной сказки использовал А.С.Пушкин для «Сказки о царе Салтане»? Что внес нового (какие события, образы, детали)?

  4. Как можно определить тему «Сказки о царе Салтане»?

  5. Охарактеризуйте центральных героев сказки, сопоставьте их с героями русских народных сказок, песен, былин.

  6. Каким изображен в сказке город «руссов»?

  7. Сделайте обобщающие выводы о нравственном смысле сказки.

  8. Что, по-вашему, привлекает в этой сказке детей?

  9. Назовите фольклорные и литературные источники «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина. Определите основную проблематику сказки.

  10. Раскройте конфликт сказки, охарактеризуйте ее главных героев. Какие черты характера выделены А.С.Пушкиным в образе молодой царевны, образе королевича Елисея?

  11. Сопоставьте положительных героинь «Сказки о мертвой царевне» и «Сказки о царе Салтане». Чем они похожи? Что их различает? Попытайтесь сопоставить созданные А.С.Пушкиным женские образы с женскими образами русской народной и западно-европейской народной и литературной сказки (например, со сказками «Белоснежка» и «Шиповничек» бр. Гримм).

  12. Раскройте богатство фантастического мира. «Сказка о мертвой царевне»: как А.С.Пушкин переосмыслил заимствованные им из фольклора волшебные предметы, диковинки (волшебное зеркальце, напр.) Какие новые фантастические образы ввел поэт в свою сказку? Какую роль они выполняют в сказке (какую эстетическую и нравственную нагрузку они несут)?

  13. Что, по-вашему, привлекает в пушкинской сказке детей? Каково ее воспитательное значение?

Практическое задание. На примере приведенного отрывка показать, в чем состоит художественное своеобразие пушкинской сказки (особенности ее образного строя, повествования, ритма).

1 вариант. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» со слов: «В синем море звезды блещут…» до слов: «Вышиб дно и вышел вон…»

2 вариант. Со слов: «Весело шумит…» до слов: «…он в окошко – Да спокойно в свой удел через море полетел…»

Литература:

  1. Ахматова А.А. Пушкин детям// Детская литература. – 1974. №6

  2. Благой Д.Д. «У нас ведь все от Пушкина». – Детская литература. 1974. №6.

  3. Ганкина Э.З. Русские художники книги. – М.: 1963.

  4. Зуева Т.В. сказки А.С. Пушкина. Книга для учителя. – М.: Просвещение. 1989.

  5. Конашевич В.М. О себе и о своем деле. – М.: 1968.

  6. Маврина Т. «Там чудеса…».// Семья и школа: 1974. №6.

  7. Маршак С.Я. Заметки о сказках А.С. Пушкина. – Сочинение в 4 т. – Т.У., М.: 1960.

  8. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Современный писатель, 1987.

  9. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под ред. Полозовой Т.Д. – 2 изд. - М.: Академия. 1998.

  10. Попова Л. Иллюстрации Конашевича к сказкам А.С. Пушкина.// Дошкольное воспитание, 1968, №2

  11. Пушкин А.С. Сказки. Сочинения в 10 т. Т. IV. Л.. 1977.

  12. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл// Детская литература. – 1991. №3.

  13. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., Детская литература, 1974.