Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
Стихи и сказки А.С. Пушкина, вошедшие в детское чтение. Их фольклорные и литературные источники, тематика, проблематика.
Нравственно-поэтическое своеобразие сказок А.С. Пушкина, их образный строй, богатство фантастического мира.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Выучите наизусть одно из стихотворений А. С.Пушкина, вошедших в детское чтение («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няня», «Отцы пустынники»… и др.)
Назовите фольклорные источники «Сказки о царе Салтане».
Какие ситуации, образы из русской народной сказки использовал А.С.Пушкин для «Сказки о царе Салтане»? Что внес нового (какие события, образы, детали)?
Как можно определить тему «Сказки о царе Салтане»?
Охарактеризуйте центральных героев сказки, сопоставьте их с героями русских народных сказок, песен, былин.
Каким изображен в сказке город «руссов»?
Сделайте обобщающие выводы о нравственном смысле сказки.
Что, по-вашему, привлекает в этой сказке детей?
Назовите фольклорные и литературные источники «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина. Определите основную проблематику сказки.
Раскройте конфликт сказки, охарактеризуйте ее главных героев. Какие черты характера выделены А.С.Пушкиным в образе молодой царевны, образе королевича Елисея?
Сопоставьте положительных героинь «Сказки о мертвой царевне» и «Сказки о царе Салтане». Чем они похожи? Что их различает? Попытайтесь сопоставить созданные А.С.Пушкиным женские образы с женскими образами русской народной и западно-европейской народной и литературной сказки (например, со сказками «Белоснежка» и «Шиповничек» бр. Гримм).
Раскройте богатство фантастического мира. «Сказка о мертвой царевне»: как А.С.Пушкин переосмыслил заимствованные им из фольклора волшебные предметы, диковинки (волшебное зеркальце, напр.) Какие новые фантастические образы ввел поэт в свою сказку? Какую роль они выполняют в сказке (какую эстетическую и нравственную нагрузку они несут)?
Что, по-вашему, привлекает в пушкинской сказке детей? Каково ее воспитательное значение?
Практическое задание. На примере приведенного отрывка показать, в чем состоит художественное своеобразие пушкинской сказки (особенности ее образного строя, повествования, ритма).
1 вариант. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» со слов: «В синем море звезды блещут…» до слов: «Вышиб дно и вышел вон…»
2 вариант. Со слов: «Весело шумит…» до слов: «…он в окошко – Да спокойно в свой удел через море полетел…»
Литература:
Ахматова А.А. Пушкин детям// Детская литература. – 1974. №6
Благой Д.Д. «У нас ведь все от Пушкина». – Детская литература. 1974. №6.
Ганкина Э.З. Русские художники книги. – М.: 1963.
Зуева Т.В. сказки А.С. Пушкина. Книга для учителя. – М.: Просвещение. 1989.
Конашевич В.М. О себе и о своем деле. – М.: 1968.
Маврина Т. «Там чудеса…».// Семья и школа: 1974. №6.
Маршак С.Я. Заметки о сказках А.С. Пушкина. – Сочинение в 4 т. – Т.У., М.: 1960.
Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Современный писатель, 1987.
Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под ред. Полозовой Т.Д. – 2 изд. - М.: Академия. 1998.
Попова Л. Иллюстрации Конашевича к сказкам А.С. Пушкина.// Дошкольное воспитание, 1968, №2
Пушкин А.С. Сказки. Сочинения в 10 т. Т. IV. Л.. 1977.
Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл// Детская литература. – 1991. №3.
Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., Детская литература, 1974.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины