Тема 2. Русская народная сказка
1. Жанровые признаки русской народной сказки, ее роль в жизни ребенка.
2. Виды русских народных сказок, характерные черты каждого из них.
3. Духовно-нравственные представления, символика природных стихий в сказках (образы-символы «матери – сырой земли», «живой» и «мертвой» воды, вещей птицы, «креста», «иного царства» и его обитателей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного и др.); реальная, социально-историческая основа фантастического вымысла.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Перечитайте сказки, в которые вошли наиболее популярные в русском эпосе сюжеты, мотивы («Три царства: золотое, серебряное и медное: «Волшебное кольцо», «Конек-горбунок», «Сивка-бурка», «О молодце –удальце», «О молодильных яблоках и живой воде», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Кощей Бессмертный», «Поди туда – не знаю куда», «Крошечка Хаврошечка», «Летучий корабль».
2. Охарактеризуйте основные жанровые признаки русской народной сказки, раскройте ее воспитательное значение, «секреты» необычайной популярности у детей.
3. Назовите наиболее распространенные мотивы и сюжеты волшебных сказок. Покажите связь волшебного вымысла с жизнью и представлениями народа.
Так, одним из самых распространенных мотивов русской народной волшебной сказки является мотив испытаний героя. Совершая свои подвиги, проходя испытания на прочность характера, сказочный герой (героиня), как правило, отправляются в «иное царство», на край света, сталкиваются с миром тления и смерти, чтобы в развязке конфликта вернуться в свою семью, трудовую общину целым, невредимым, и духовно обогащенным. С этим мотивом тесно связаны другие: мотив помощи, оказываемой герою его предкам, другими помощниками, зверями, птицами, различными существами, вроде Мороза-трескуна; мотив чудесного исцеления с помощью «живой» и «мертвой» воды. Откуда берут свое начало подобные мотивы? К каким древнейшим преданиям, сказаниям они восходят? Какое развитие получают они в сказках типа «Поди туда – не знаю куда», «О Молодильных яблоках и живой воде», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Скажем, в образе «иного царства», на пути к которому герой преодолевает тяжелейшие препятствия, исследователи видят остаток солнечного мифа. Благодаря каким качествам этого образа народная фантазия хранит его в течение многих веков после утраты веры божественность солнца?
От кого получают помощь герои сказок «Конек-горбунок», «Молодильных яблоках и живой воде», «Крошечка Хаврошечка»? Как выразились в этих сказках древние полутотемистические представления и какое развитие они получили? Как модно объяснить, например, тот факт, что зачастую в сказках в роли помощника героев выступает Баба Яга? Чем обусловлены ее необыкновенные способности, особая власть над живым миром?
Как отразились на мифических понятиях (образах Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея) реальные противоречия социального бытия? Какой ролью и какими чертами наделены мифологические герои в таких популярных у маленьких слушателей и читателях сказках, как «Баба Яга», «Кощей Бессмертный», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Царевна», «Василиса Прекрасная»? Какие художественные средства и приемы использованы в изображении «Темного мира» и его обитателей?
4. В чем своеобразие положительного героя русской народной сказки? Какие черты русского национального характера, народные идеалы отразились в образах Ивана-царевича « в его «высоком» и «низком» варианте), Ивана–крестьянского сына, Ивана Бесталанного, Никиты Кожемяки? Какие сюжетно-композиционные и словесные приемы используются, чтобы показать силу и красоту положительного героя сказки, масштабность его подвига? Какую роль играет ирония в изображении положительных героев волшебной и социально-бытовой сказки? Чем порождаются комические ситуации, в которых оказываются положительные герои сказок, что в их облике, поступках является смешным? Подумайте, есть ли принципиальные различия между положительными героями, действующими в волшебных и социально-бытовых сказках?
5. С помощью каких художественных средств достигается краткость и в то же время емкость повествования в народной сказке? Какую роль играют в этом устойчивые стилистические формулы, типа: «Долго ли, коротко ли…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – приезжает он в то королевство…» какие функции выполняют в сказке зачины, концовки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…», «И я тут был, мед-пиво пил по усам текло, а в рот не попало».
В чем смысл обращения к приему повторения сходных ситуаций в сказках разных жанров? Приведите примеры постоянных эпитетов, сокращенных синонимов, тавтологических сочетаний, инверсий. Подумайте, чем можно объяснить широкое использование инверсий в сказочном повествовании?
В какой мере все эти особенности формы сказки отвечают возрастным возможностям ребенка? Назовите другие художественные средства и приемы, благодаря которым сказочное повествование становится доступным и интересным ребенку.
6. Проанализируйте одну из сказок, включенных в программу начальной школы («Гуси-лебеди», «Летучий корабль»…) Раскройте ее идейно-художественные особенности, определите воспитательное, и эстетическое значение. Прочитайте эту сказку детям и проследите за их реакцией. Нуждается ли избранная вами для чтения сказка в каких-либо комментариях, пояснениях? Какие вопросы, задания по ее содержанию вы считаете необходимым предложить своим ученикам?
Литература
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., Просвещение, 1977.
Аникин В.П. Вступит. Статья в книге: Русские народные сказки.
Бегак Б.А Правка сказки очерки. – М., Дет. лит., 1989.
Бегак Б.А. Неиссякаемый родник: детская литература и народное творчество. – М., 1973.
Былина. Русские народные сказки. Древнерусские новости / БМЛ для детей. – М., Детская литература, 1979.
Кравцов Н.И. , Лазутин С.Г. Сказки. Русское народное творчество. – М., Высшая школа, 1983.
Крючкова Л.С. Мощинская Н.В. Сказки и краски. – М., Книга, 1987.
На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора / сост. Н. Колпакова. – Л., Дет. лит., 1976.
Русские волшебные сказки /сост. М. Булатов. – М., Сов. Россия , 1991.
Русские волшебные сказки для младшего возраста. Жар-птица. – М., Дет. лит., 1974.
Русские народные сказки / сост. В.П. Аникин. – М., 1976.
Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., Педагогика , 1990.
Художники детской книги о себе и своем искусстве. – М., книга, 1987.
Тема №3. Круг чтения детей в Древней Руси.
Почитание «учения книжного» как характерная особенность культуры Древней Руси. Слушание и чтение Богослужебных книг (Библии, Псалтыри, Часослова).
Жития святых в чтении детей и взрослых.
Первые повести и рассказы для детей («Сказание о Мамаевом побоище» в обработке для детского чтения).
Литература:
Дмитриев Л.А., Лихачев Д.С. история русской литературы X-XVII веков / Под редакцией Лихачева Д.С. – М.: Просвещение, 1980
Древнерусская литература / сост. Л.Д. Стракова, книга для учителя. М.:1997.
Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.Д. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.
Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины