Тематика контрольных работ
Традиция чтения «Божественных книг» на Руси (Библии, житии святых).
Библия в детском чтении.
Жития святых в детском чтении.
Фольклор и его роль в жизни ребенка.
Русские народные сказки и их роль в жизни ребенка.
Пословицы. Их происхождение, назначение, роль в жизни ребенка.
Басни И. А. Крылова как произведения для детей.
В. А. Жуковский как детский поэт.
Сказки В. А. Жуковского как произведения для детей («Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Иван – царевич и серый волк», «Мальчик с пальчик»).
Фольклорные традиции и их развитие в «детских» сказках В.А.Жуковского.
История России в рассказах для детей А.О.Ишимовой. Отзыв А.С.Пушкина о книге А.О.Ишимовой.
История России в книгах для детей (С.М.Соловьев, Н.М.Карамзин, А.О.Ишимова, Н.Н.Головин, К.Д.Ушинский, А.Н.Майков). Особенности трактовки важнейших событий русской истории, художественные и педагогические достоинства этих книг.
Исторические книги для детей в Древней Руси («Сказание о Мамаевом побоище»).
Сказки А. С. Пушкина в детском чтении.
Сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок» в детском чтении.
Сказки русских писателей для детей (первая половина 19 века).
Тема детства в русской литературе середины – второй половины 19 века (конкретные авторы и произведения по выбору студентов).
Произведения о детях и для детей в русской литературе середины – второй половины 19 века (С.Т.Аксаков, М.Е.Салтыков, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).
Тема детства, образы детей в русской поэзии середины – второй половины 19 века (Н.А.Некрасов, А.А.Фет, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, Я.П.Полонский, И.З.Суриков и другие).
Н.А.Некрасов как детский писатель (или А.Н.Майков…, А.Н.Плещеев…, А.А.Фет и другие).
Ф.И.Тютчев как детский поэт.
Стихотворения А.К.Толстого как произведения для детей.
Произведения И.С.Тургенева для детей.
Д. Н. Мамин - Сибиряк как детский писатель.
Рассказы А.П.Чехова для детей.
Н.С.Лесков как детский писатель.
Традиции житийной литературы в произведениях Н.С.Лескова для детей (в рассказах «Старец и лев», «Легенда о совестном Даниле», «Маланья – голова баранья» и другие).
К. Д. Ушинский как писатель-педагог.
Рассказы и сказки, написанные К. Д. Ушинским для детей.
Л.Н.Толстой как писатель – педагог.
Рассказы, повести и сказки Л.Н.Толстого для детей.
С.Т.Аксаков как детский писатель.
Тема детства в произведениях русских писателей конца 19 – начала 20 века (Н.Г.Гарин – Михайловский, К.В.Лукашевич, И.С.Шмелев, Л.Чарская).
Тема детства в творчестве И.С.Шмелева («Искатели правды», «Богомолье», «Лето Господне»).
И.С.Бунин как детский поэт.
С.Есенин как детский поэт.
А.Блок как детский поэт.
И.С.Шмелев как детский писатель.
Куликовская битва и ее изображение в русской литературе для детей («Сказание о Мамаевом побоище», исторические повести А.О.Ишимовой, А.Н.Майкова).
Сказки для детей «серебряного века» (Л.Чарская, А.Ремизов, А.Белый).
Традиции древнерусской литературы в творчестве русских детских писателей «серебряного века» (Л.Чарская и ее повесть «Один за всех»).
К.И.Чуковский как детский поэт. Сказки К.И.Чуковского для детей. Традиции русского фольклора и их развитие в сказках К.И.Чуковского.
Сказки С.Я.Маршака.
К.Г.Паустовский как детский писатель.
Рассказы К.Г.Паустовского для детей («Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот – ворюга», «Резиновая лодка»).
Г.Я.Снегирев как детский писатель.
В.И.Белов как детский писатель.
Произведения В.Астафьева в детском чтении («Стрижонок Скрип», «Кража» и другие).
Е.А.Благинина как детский поэт.
Поэты «серебряного века» - детям (Л.Чарская, С.Белый, К.М.Фофанов, С.Городецкий…).
Х.К.Андерсен как детский писатель.
Традиции Х.К.Андерсена в русской детской литературе.
Традиции русской классики в творчестве А.Лингрен.
«Снежная королева» Х.К.Андерсена. Ее образы и мотивы в произведениях русских писателей (Е.Шварц).
Христианские мотивы в творчестве Х.К.Андерсена (или другого русского или зарубежного детского писателя – по выбору студента).
А.А. Милн. Стихи и сказки («Вини – пух»…) в переводах русских писателей.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины