logo
Детская литература_Беловат

Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.

Понятие фольклора, его характерные особенности, жанры, место в детской жизни и чтении. Понятие детского фольклора. Принципы его классификации (классификация жанров детского фольклора – по генезису, создателям и исполнителям; по функциям, по назначению и характеру бытования). Малые фольклорные жанры, их особенности, место в детском обиходе, педагогическое значение.

Жанровые признаки русской народной сказки, ее роль в жизни ребенка. Виды сказок, характерные черты каждого из них. Наиболее популярные в русской сказке сюжеты, мотивы, сказочные персонажи. Характеристика отдельных изданий сказок для детей младшего школьного возраста.

Народные предания, легенды, духовные стихи. Их тематика, образы, состав сюжетов (о христианских святых, Николае Чудотворце, Георгии-Победоносце). Суть религиозных поучений.

Былина как эпический жанр устного народного творчества, вошедший в детское чтение. Время возникновения, тематика, циклы былин. Столкновение защитников христианства с иноверцами как основа конфликта былин, вошедших в детское чтение («Три поездочки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Калин царь», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин»). Идея защиты Русской земли от врагов в былинах. Образы богатырей. Ритмика и стилистика былин.

Собиратели устного народного творчества. Известные иллюстраторы произведений устного народного творчества. Фольклор как источник детской литературы.