Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
Стихотворения А. В. Кольцова, И. С. Никитина в детском чтении.
Н.А. Некрасов как детский поэт.
Стихотворения Ф.И. Тютчева в детском чтении.
А.А. Фет как детский поэт.
До сих пор основу всех хрестоматий, поэтических сборников для детей составляют художественные произведения, созданные в прошлом веке А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.В. Кольцовым, Я. П. Полонским, А. Н. Майковым, А.А. Фетом, А. К. Толстым, Н. А. Некрасовым, И. З. Суриковым, А. Н. Плетневым, С. Д. Дрожжиным. Многие их них были написаны специально для детей («Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка…», «Бабушка и внучок», «Старик» А.Н. Плещеева, «Детство», «Зима» И. З. Сурикова). Другие, не имея подобного читательского адреса, вошли в детское чтение и приобрели у юных читателей огромнейшую популярность. Так навсегда в «золотой фонд» детской поэзии вошли стихотворения признанного певца русской природы Ф. И. Тютчева («Весенние воды, «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело»…, «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Конь морской», «Листья», «Как хорошо ты, о море ночное…». В чем своеобразие тютчевской лирики природы? Какие образы стали центральными в его «детских» стихотворениях? Как вы думаете, почему картины природы, нарисованные поэтом, как правило, лишены точных признаков времени и места действия, конкретных примет и деталей (таких, которые мы встречаем, например, у А. С. Пушкина: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»)
Назовите изобразительно-выразительные средства, характерные для стихотворений Ф. И. Тютчева, вошедших в детское чтение. Какую роль в этих стихах играют метафоры? Приведите примеры стихотворений, которые в целом строятся как развернутые метафоры, или в них сопоставляется, сплетается несколько рядов метафор.
Во многих стихотворениях Ф. И. Тютчева встречаются синтаксические конструкции типа: «еще…, а …,» «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…». Чем можно объяснить приверженность поэта к такого рода словесным построениям? Какова художественная функция словесных и звуковых повторов? Покажите это на примере стихотворений «Весенние воды», «Как хорошо ты, о море ночное…».
В детскую поэзию и детское чтение прочно вошли стихотворения А.А. Фета о весне, о весеннем дожде, вербе, о лете, полете бабочки, о русской зиме («Весенний дождь», «Уж верба вся пушистая…», «Пчелы», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Как здесь свежо под липою густой…», «Бабочка», «Печальная береза», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»).
А.А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов – пейзажистов. Природа – объект художественного восторга, поклонения, эстетического наслаждения. Поэт удивительно зорок к красоте природы. Целям ее образного воссоздания, передачи поэтических впечатлений служит в Фета вся система изобразительно - выразительных средств, например, метафоры:
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смыкает небо
Огнедышащее око.
Источником метафоры «лишь на миг смыкает небо огнедышащее око» становится здесь, как и во многих стихотворениях поэта острое ощущение «прекрасного» и «возвышенного» в мире природы, противостоящего обыденной жизни. То же в другом случае: «И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит» сравни для наглядности с метафорами Тютчева «Весна идет! Весна идет! Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед». Какую Художественную функцию выполняют метафоры в близком по теме стихотворении Ф.И. Тютчева?
Особую роль в поэзии А.Фета играют эпитеты. Современников поэта поражали такие его эпитеты, как «звенящая даль», «тающая скрипка», «звонкий сад». При таком словоупотреблении стушевывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Попытайтесь найти подобные эпитеты в «детских» стихотворениях А. А. Фета. Все ли они, по вашему мнению, доступны ребенку? Какую помощь в постижении образности А. Фета мог бы оказать маленькому читателю учитель?
Чем достигается необычайная музыкальность стихов Фета? Покажите это на примере стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», или стихотворение «Ласточки пропали», «Я пришел к тебе с приветом…». Определите характер рифмовки в первой строфе этого стихотворения. Какая разновидность рифм использована: мужские, женские, дактилические? Точные, неточные? Как расположены рифмы в конце строк: перекрестно, смежно, опоясывающее? В чем необычность ритмического рисунка стиха?
Выпишите в предложенной для анализа строфе гласные звуки. Какой эффект создает повторение звуков?
Какие особенности стихотворений А. Фета, специально написанных для детей, рассчитаны на восприятие ребенка? Сравните, например, близкие по теме «детское» стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка», и «взрослое» – «Еще вчера, на солнце млея…» в какой «детский» читательский адрес стихотворения определил тональность стихотворения, характер использования автором выразительно-изобразительных средств?
Что нового в детскую поэзию внес Н.А. Некрасов? Какое звучание прибрела в его произведениях, вошедших в детское чтение6 («На Волге», «Крестьянские дети»), традиционная для детской поэзии тема детства? В какой мере созданный Некрасовым образ детства согласуется с традиционным в детской литературе образом «веселого детства» (подобным тому, например, который создали Никитин в стихотворении «Детство веселое, детские грезы…», Суриков в стихотворении «Вот моя деревня»)? Как соотносятся в поэмах Некрасова о детстве светлые и мрачные картины русской жизни, мотивы любви и скорби, муки и гнева? Почему ставший одним из самых ярких в русской детской поэзии образ «красного детства» из поэмы «Крестьянские дети» сопровождаются у Некрасова мотивом «нелюдимой мертвящей зимы», соединяется с образом «скудного поля» («Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, чтоб вечно вам милым казалось оно»)?
Назовите основные поэтические мотивы «Стихотворений, посвященных русским детям» Н. А. Некрасова. Известно, что к созданию цикла детских стихотворений Н. А. Некрасов оказался подготовленным во многом благодаря его странствиям по ярославским и в особенности костромским местам, которые привлекали поэта как богатством, живописностью своей природы, охотничьими угодьями, так и своеобразием представленного здесь жизненного уклада.
Расскажите о связях Н. А. Некрасова с Костромским краем; найдите в «детских» произведениях Некрасова реальные приметы костромских мест, упоминания о костромских знакомых и друзьях поэта. Попробуйте рассказать об этом своим ученикам, сопровождая свой рассказ соответствующими документальными материалами, фотографиями (см.: Н.К. Некрасов. По их следам по их дорогам.; О Волга!.. Колыбель моя!). насколько значимой, по-вашему, является подобная информация для маленьких читателей-костромичей? Назовите другие известные вам факты, наблюдения, которые использовал Н. А. Некрасов в «Стихотворениях, посвященных русским детям». Подумайте, почему в своем творчестве для детей поэт не только предпочитал обращаться к непосредственным жизненным источникам, но всеми способами стремился создать ощущение достоверности происходящего? Какую роль вместе с тем играл вымысел, как достигалась глубина и широта обобщения?
Размышляя над этим вопросом, интересно было бы сравнить стихотворение Н. А. Некрасова «Генерал Топтыгин» и близкий ему по сюжету детский рассказ Л. Н. Толстого «Мужик на повозке», вошедший в его «Вторую русскую книгу для детей». Какие фольклорные источники могли быть использованы в этих произведениях? Как сумел развить юмор народного анекдота Н. А. Некрасов?
Какой предстала в «Стихотворениях, посвященных русским детям» деревенская Россия, ее природа, быт, нравы, порядки? В одном из черновиков к стихотворению «Дядюшка Яков» было записано о предполагаемом герое, торговце – офене: «Бог дал ему христианскую некорыстную душу». Как реализовался этот поэтический замысел Некрасова? Какие черты народного характера раскрылись в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»? «Пчелы»? «Накануне светлого праздника»? чем интересно в этом смысле стихотворение «Генерал Топтыгин»
«Стихотворения, посвященные русским детям» были задуманы как поэтический цикл, о чем довольно отчетливо говорит уже само название, определенность читательского адреса. На какие, по вашему мнению, сопоставления, ассоциации, возникшие благодаря единству замысла, внутренней соотнесенности стихотворений «детского цикла», мог надеяться поэт? В какой мере «детский» читательский адрес повлиял на выбор сюжетов, манеры повествования?
Сравните два близкие по содержанию фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и стихотворения «Накануне светлого праздника»:
У нас уже дорога большая была
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И, словно солдаты,
Все в ногу идут.
А пилы стальные
У добрых ребят, как рыбы живые
На плечах дрожат.
Какие изобразительные средства использует Н. А. Некрасов в отрывке из стихотворения, специально написанного для детей? Обратите внимание на характер стихотворной строки, размер, рифмовку, благодаря чему достигается краткость, динамичность и выразительность повествования?
Литература
Бегак Б. Классики в стране детства. – М., 1983.
Белова В.С.Русская детская классика сегодня//Литература в школе,1994.–№1.
Белова В.С.» Разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов – детям)/ Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования: сб. научных и методич. трудов/отв. ред., сост. А.Р.Лопатин.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010.
Бухштаб Б. Русские поэты. – Л. Художественная литература, 1970.
Гин М. От факта к образу и сюжету. – М., Советский писатель, 1971.
Жданов В. Н.А. Некрасов.– М., Молодая гвардия, 1971.
Лебедев Ю.В. Духовные истоки русской классики.– М.,2005.
Некрасов Н.К. О Волга!.. Колыбель моя! Гл. 4. – Яр., 1991.
Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ч. 2, гл. 1.– Яр., 1975.
Поженец Н.И. Поэзия И.З. Сурикова. – М., Наука, 1971.
Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. – М., наука, 1988. С. 133-137.
Путилова Е. Вступительная статья в кн. «Русская поэзия детям». – Л., «Советский писатель», 1989.
Розанова Л.А. О творчестве Некрасова: книга для учителя.– М.: Просвещение, 1984.
Русская поэзия детям / сост. Е. Путилова. – Л., 1970.
Художественные тексты.
Чуковский К.И. Мастерство Н. А. Некрасова. – М., Худож. литер., 1971.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины