Тема 12. Русская поэзия – детям.
Н. А. Некрасов. Публикации в «Современнике» статей, рецензий о детской литературе, произведений для детей.
«Стихотворения, посвященные русским детям». История создания, проблематика, центральные образы, жанрово-композиционные и стилистические особенности. Христианские мотивы, русский национальный характер в поэтическом цикле Н. А. Некрасова для детей. ЯП. Полонский, А.Н.Майков, А.А.Фет, А.Толстой – детям.
Детский мир, семья, народная доля в стихах А. Кольцова, И. Никитина, А. Плещеева, И. Сурикова, С. Дрожжина.
Тема 13. Писатель-педагог. К. Д. Ушинский. Педагогическая и литературная деятельность К. Д. Ушинского. История создания, назначение, структура и содержание учебных книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово». Принципы отбора художественных и научно-художественных произведений для этих книг.
Тематика, сюжеты, образы, духовно-нравственный смысл его рассказов и сказок для детей. Научно-художественные рассказы как образец популяризации научных сведений. Богатство научных сведений, яркость красок и картин, мягкий лиризм.
Тема 14. Л. Н. Толстой как детский писатель. Связь литературной, педагогической деятельности с работой Л. Н. Толстого над произведениями для детей. История создания «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения». Принципы построения, отбора материала, источники. Место фольклора в книгах Л. Н. Толстого для детей, его жанры, специфика включения в детское чтение. Произведения, написанные Л. Н. Толстым для детей. Острота сюжетов, широта охвата жизненных явлений, глубина психологического анализа в рассказах Л. Н. Толстого. Крестьянская семья, идеи взаимопомощи, сострадания в рассказах Л. Н. Толстого. Рассказы о животных, их познавательная направленность, нравственный смысл. Призыв к терпению, смирению, кротости, нравственному самосовершенствованию и самопожертвованию в баснях Л. Толстого. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей. Проблема русского национального характера.
Тема 15. А. П. Чехов о детях и для детей. Тема детства в творчестве А. П. Чехова и его взгляды на воспитание и детское чтение.
Рассказы о детях и для детей (сборник «Детвора»). Острота их социального звучания, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства.
Рассказы о животных «Каштанка», «Белолобый». Их проблематика, идейно-художественный смысл.
Тема 16. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженики, их трагические судьбы в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец», «Под землей»). Рассказы и сказки об уральской природе, животных, охотниках («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Богач и Еремка», «Серая шейка» и др.). Мотивы социальной обездоленности, взаимопомощи, взаимопонимания в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Сборник «Аленушкины сказки». История его создания, традиции фольклора, социально-нравственный смысл. Художественные особенности сказок.
Тема 17. Детская литература конца ХIХ – начала ХХ веков
Основные тенденции развития детской литературы конца ХIХ–начала ХХ веков. Связь «взрослой» и детской литературы.
Детская журналистика и отражение в ней различных идейно-творческих подходов к детскому чтению. Содержание, авторы, направленность журнала «Задушевное слово». Журнал «Тропинка» и его ориентация на писателей-символистов. Журналы «Друг детей», «Юная Россия», «Родник». Оценка журналов в работе К. И. Чуковского «Материалы о детских журналах».
Работа русских художников (А. Бенуа, М. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Г. И. Нарбута и др.) как иллюстраторов детских книг.
Книгоиздательская политика. Издательства Вольфа, Кнебеля, Сытина и их роль в распространении детской книги.
Проза для детей в литературе конца ХIХ–начала ХХ века.
Крушение народнических иллюзий, поиск новых путей общественного развития, гражданского служения. Отражение этих процессов в литературе.
Жанровое и тематическое содержание детской прозы конца ХIХ–начала ХХ века. Проблема детства как одна из центральных проблем детской литературы и детского чтения. Различные аспекты этой проблемы (социальные, психологические, духовные, нравственные) в творчестве В. Г. Короленко, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, Н. Гарина-Михайловского, А. Свирского, А. М. Горького, Н. Телешова. Краткая характеристика творчества названных писателей.
К. Лукашевич. Повесть «Мое милое детство». Ее духовно-нравственное содержание. Л. Чарская как детская писательница. Темы, занимательность сюжетов, жанры, герои. Статья К. Чуковского «Нат Пинкертон». Попытка исследования феномена успеха «сыщицкой литературы» и выводы о специфике детской занимательной литературы в работе В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (1910 г.).
Народная сказка в детском чтении. Спор о ее педагогической ценности.
Литературная сказка и ее разновидности в творчестве А. И. Ремизова, А. Н. Толстого («Сорочьи сказки»), М. Горького, Л. Чарской, Л. Андреева.
Поэзия начала ХХ века
Детский мир, тема природы в стихах М. А. Пожаровой, Г. Галиной, А. А. Коринфского, Р. Кудашевой, М. Моравской.
И. А. Бунин как детский писатель.
А. Блок как детский поэт. Содержание, композиция, художественные особенности сборников «Круглый год» (1913) и «Сказки» (1913). Сборник К. Бальмонта «Светлый мир» («Фейные сказки»). Разработка фольклорных мотивов в стихах С. Городецкого. Стихотворения С. Есенина для детей.
Переводная литература в детском чтении в начале ХХ века (Э. Сетон-Томпсон, К. Коллоди, Р. Киплинг).
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины