logo
Детская литература_Беловат

Тема 12. Русская поэзия – детям.

Н. А. Некрасов. Публикации в «Современнике» статей, рецензий о детской литературе, произведений для детей.

«Стихотворения, посвященные русским детям». История создания, проблематика, центральные образы, жанрово-композиционные и стилистические особенности. Христианские мотивы, русский национальный характер в поэтическом цикле Н. А. Некрасова для детей. ЯП. Полонский, А.Н.Майков, А.А.Фет, А.Толстой – детям.

Детский мир, семья, народная доля в стихах А. Кольцова, И. Никитина, А. Плещеева, И. Сурикова, С. Дрожжина.

Тема 13. Писатель-педагог. К. Д. Ушинский. Педагогическая и литературная деятельность К. Д. Ушинского. История создания, назначение, структура и содержание учебных книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово». Принципы отбора художественных и научно-художественных произведений для этих книг.

Тематика, сюжеты, образы, духовно-нравственный смысл его рассказов и сказок для детей. Научно-художественные рассказы как образец популяризации научных сведений. Богатство научных сведений, яркость красок и картин, мягкий лиризм.

Тема 14. Л. Н. Толстой как детский писатель. Связь литературной, педагогической деятельности с работой Л. Н. Толстого над произведениями для детей. История создания «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения». Принципы построения, отбора материала, источники. Место фольклора в книгах Л. Н. Толстого для детей, его жанры, специфика включения в детское чтение. Произведения, написанные Л. Н. Толстым для детей. Острота сюжетов, широта охвата жизненных явлений, глубина психологического анализа в рассказах Л. Н. Толстого. Крестьянская семья, идеи взаимопомощи, сострадания в рассказах Л. Н. Толстого. Рассказы о животных, их познавательная направленность, нравственный смысл. Призыв к терпению, смирению, кротости, нравственному самосовершенствованию и самопожертвованию в баснях Л. Толстого. Повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» как образец прозы для детей. Проблема русского национального характера.

Тема 15. А. П. Чехов о детях и для детей. Тема детства в творчестве А. П. Чехова и его взгляды на воспитание и детское чтение.

Рассказы о детях и для детей (сборник «Детвора»). Острота их социального звучания, глубина психологической разработки характеров, проникновения в мир детства.

Рассказы о животных «Каштанка», «Белолобый». Их проблематика, идейно-художественный смысл.

Тема 16. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дети-труженики, их трагические судьбы в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение («Вертел», «Кормилец», «Под землей»). Рассказы и сказки об уральской природе, животных, охотниках («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Богач и Еремка», «Серая шейка» и др.). Мотивы социальной обездоленности, взаимопомощи, взаимопонимания в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Сборник «Аленушкины сказки». История его создания, традиции фольклора, социально-нравственный смысл. Художественные особенности сказок.

Тема 17. Детская литература конца ХIХ – начала ХХ веков

Основные тенденции развития детской литературы конца ХIХ–начала ХХ веков. Связь «взрослой» и детской литературы.

Детская журналистика и отражение в ней различных идейно-творческих подходов к детскому чтению. Содержание, авторы, направленность журнала «Задушевное слово». Журнал «Тропинка» и его ориентация на писателей-символистов. Журналы «Друг детей», «Юная Россия», «Родник». Оценка журналов в работе К. И. Чуковского «Материалы о детских журналах».

Работа русских художников (А. Бенуа, М. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Г. И. Нарбута и др.) как иллюстраторов детских книг.

Книгоиздательская политика. Издательства Вольфа, Кнебеля, Сытина и их роль в распространении детской книги.

Проза для детей в литературе конца ХIХ–начала ХХ века.

Крушение народнических иллюзий, поиск новых путей общественного развития, гражданского служения. Отражение этих процессов в литературе.

Жанровое и тематическое содержание детской прозы конца ХIХ–начала ХХ века. Проблема детства как одна из центральных проблем детской литературы и детского чтения. Различные аспекты этой проблемы (социальные, психологические, духовные, нравственные) в творчестве В. Г. Короленко, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, Н. Гарина-Михайловского, А. Свирского, А. М. Горького, Н. Телешова. Краткая характеристика творчества названных писателей.

К. Лукашевич. Повесть «Мое милое детство». Ее духовно-нравственное содержание. Л. Чарская как детская писательница. Темы, занимательность сюжетов, жанры, герои. Статья К. Чуковского «Нат Пинкертон». Попытка исследования феномена успеха «сыщицкой литературы» и выводы о специфике детской занимательной литературы в работе В. Н. Сороки-Росинского «Нат Пинкертон и детская литература» (1910 г.).

Народная сказка в детском чтении. Спор о ее педагогической ценности.

Литературная сказка и ее разновидности в творчестве А. И. Ремизова, А. Н. Толстого («Сорочьи сказки»), М. Горького, Л. Чарской, Л. Андреева.

Поэзия начала ХХ века

Детский мир, тема природы в стихах М. А. Пожаровой, Г. Галиной, А. А. Коринфского, Р. Кудашевой, М. Моравской.

И. А. Бунин как детский писатель.

А. Блок как детский поэт. Содержание, композиция, художественные особенности сборников «Круглый год» (1913) и «Сказки» (1913). Сборник К. Бальмонта «Светлый мир» («Фейные сказки»). Разработка фольклорных мотивов в стихах С. Городецкого. Стихотворения С. Есенина для детей.

Переводная литература в детском чтении в начале ХХ века (Э. Сетон-Томпсон, К. Коллоди, Р. Киплинг).