logo search
Русская постмодернистская литература

Русский экологический постмодернизм: роман Андрея Битова "Оглашенные"

Позднее, чем за рубежом, появился в русской литературе эколо­гический постмодернизм. Его возникновение связано с поисками по­зитивной модели существования человечества, становлением экологи­ческой эстетики. "Экологическая эстетика своими специфическими средствами исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Современный этап ее развития выхо­дит далеко за рамки традиционного рассмотрения темы природы в искусстве и связан, прежде всего, с попытками построения концепту­альной философской модели эстетики природы" [283, с. 200]. Трак­товка окружающей среды как эстетического объекта — центральное положение "экологов".

Первое произведение русского экологического постмодернизма — роман Андрея Битова "Оглашенные".

Роман-странствие* "Оглашенные" создавался на протяжении два­дцати шести лет (1969—1995), отдельные его части появлялись в печа­ти. Но лишь в окончательном виде текст со всей определенностью обнаружил свою постмодернистскую принадлежность. Книга состоит из двух основных частей. В первую входят две повести Битова — "Птицы, или Оглашение человека", "Человек в пейзаже" и роман "Ожидание обезьян", вторая представляет собой интерпретации би-товской трилогии, рассуждения о поднимаемых в ней проблемах, принадлежащие Автору, Герою, Критику, Переводчику, Литературо­веду, Богослову, Экологу, Кентавристу, Эсхатологу, Ребенку, Физику, Компьютеру, Композитору, Архитектору, Психиатру.

В отличие от Галковского Битов не имитирует рецензии, а в со­кращенном виде приводит публикации, принадлежащие реальным людям", либо интерпретации, специально подготовленные для полного

* Имеется в виду прежде всего духовное странничество.

** Льву Аннинскому, Владимиру Бондаренко, Вячеславу Курицыну, Наталье Ива­новой, Андрею Немзеру, Дмитрию Бавильскому, Джону Банвиллю, Кристиану Кэрилу, Д. М. Томасу, Бруку Аллену.

Включение в текст романа рецензий, посвященных только "Ожиданию обезьян", представляется неоправданным, ибо, оказываясь лишь частью "Оглашенных", роман начинает звучать по-новому.

512

издания романа опять-таки реальными людьми*. Это новый способ стирания границ между литературой и другими областями знания. "Соавторы" не только комментируют битовскую прозу, но и дополня­ют и углубляют ее, выводят на иные уровни осмысления рассматри­ваемых проблем.

Оставлена пустая страница и для Читателя, которого как бы под­талкивают вписать о книге собственное мнение**.

Роман включает также "Краткое послесловие, или Запоздалый эпиграф", список "Действующих лиц и исполнителей", Таблицу амби­ций"; составной его частью являются рисунки "митьков" Ольги и Алек­сандра Флоренских, графика Резо Габриадзе, работы Левана Габри-адзе, Артема Гордеева, Михаила Пекло. "Краткое послесловие" — это монтаж цитат, которые воспроизводят разные точки зрения на чело­века. Из списка "Действующих лиц..." можно получить более конкре­тизированное представление о "соавторах" Битова. Таблица амби­ций" — иронический комментарий имен собственных, встречающихся в трилогии.

Помимо общепринятого последовательного способа чтения, писа­тель в духе постмодернистской игры предлагает еще 22 "с лишним" способа чтения, нацеливая на нелинейный подход к произведению, восприятие его смысловой множественности.

В двух первых повестях "Оглашенных" сохраняется иллюзия "всё, как в жизни", в третьем произведении Битов обнажает "технологию" создания художественных образов. Мало того, что автор раздвоен, причем Я и Он пребывают между собой в конфликтных отношениях***, он еще и "расчетверен": сводит воедино героев "Птиц" и "Человека в пейзаже" Д. Д. (Доктора Д.) и П. П. (Павла Петровича), т. е. свои ипо­стаси "ученого"/"Фауста" и "художника"/"Мефистофеля", которые могут меняться ролями.

Важные наблюдения, касающиеся особенностей воссоздания в романе "я" Битова, сделаны Борисом Авериным.