Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
В.А. Жуковский как педагог, воспитатель наследника престола.
Стихи и сказки В.А. Жуковского для детей. Их тематика, проблематика, нравственный смысл и художественное своеобразие. Воспитательное значение произведений В.А. Жуковского.
Вопросы и задания:
1. Назвать автора приведенного стихотворения.
Котик усатый
По садику бродит
А козлик рогатый
За котиком ходит
И лапочкой котик
Помадит свой ротик
А козлик седою
Трясет бородою
2. Кому адресовано это стихотворение?
3. Охарактеризуйте образный строй стихотворения, изобразительно-выразительные средства, тропы, которые использовал поэт; попытайтесь определить характер рифмовки.
4. Покажите, обращаясь к тексту, что содержание и художественные особенности стихотворения соответствуют особенностям восприятия маленьких детей.
5. С какими произведениями фольклора можно было бы сравнить это стихотворение? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к тексту этих произведений.
6. Назовите другие произведения автора приведенного выше стихотворения, адресованные детям.
Их жанры, темы, воспитательное значение?
7. Запишите строфы одного из этих произведений, которые вы знаете наизусть.
На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
1. Запишите следующие две строфы этого стихотворения.
2. Назовите его автора.
3. Охарактеризуйте образы этого стихотворения, изобразительно-выразительные средства, которые использовал поэт:
– из каких поэтических деталей складывается для поэта образ весны, весеннего утра?
– какую функцию выполняют в стихотворении эпитеты, олицетворения?
– найдите словесные и звуковые повторы. Какую роль они играют? Есть ли разница в употреблении слов «весна» в контексте стихотворения? В чем это выражается?
– как рифмуются строки в стихе? Прочитайте эти рифмы. Какие они? Какое влияние они оказывают на тональность стихотворения?
Литература
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 изд. – М.: Академия, 2002.
Афанасьев В. «Родного неба милый свет» (В.А. Жуковский в Туле, Орле и Москве): Документальная повесть, - М.: Детская литература, 1981.
Бессарав М. Жуковский. – М.: Соврем., 1983
Жуковский В.А. Баллады, поэмы и сказки.
Зайцев Б. Жуковский // Зайцев Б. Далекое. – М.: Сов. писатель, 1991.
Пигарев К. В. Жуковский. – В кн.: Жуковский. Баллады. М.:1980
Полозова Т.Д., Полозова Т.А. и др. Русская литература для детей / под редакцией Полозовой Т.А. – 2 изд. – М.: Академия, 1998.
Семенко И.И. Жизнь и поэзия Жуковского. М.: 1975.
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины