Содержание самостоятельной работы студентов
№ | Название раздела, темы | Задание | Время выполнения | Форма контроля |
1 | Детская литература как гуманитарная дисциплина, ее предмет задачи. | Анализ терминов «Детская литература», детское чтение. Составление конспекта главы из учебника Е.О.Путиловой, А.В.Денисовой «Детская литература»/под ред. Е..Путиловой.– М.: Академия,2009. Ведение словарика. | 2 | Проверка конспекта. Проверка словарика. |
2 | Фольклор как исток детской литературы | Прочитать сказки, былины, вошедшие в детское чтение, охарактеризовать их жанровые признаки, раскрыть нравственный смысл. Письменный анализ двух-трех сказок и былин (по указанию преподавателя и выбору студентов) составление библиографических списков | 4 |
|
3 | Круг детского чтения и детская литература Древней Руси. | Знакомство с житийной литературой, чтение повести «Сказание о Мамаевом побоище», вошедшей в детское чтение; презентация фрагментов темы: «Первые печатные книги для детей», «Азбука и буквари Древней Руси». Письменные ответы на вопросы по прочитанным произведениям детям, например: как мотивируется победа русских воинов на Куликовом поле в «Сказании о Мамаевом побоище» и в житиях? | 4 | Тестирование студентов по теме: «Первые книги для детей в Древней Руси». Проверка письменных работ по прочитанным произведениям («Сказка о Борисе и Глебе», «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие Александра Невского», Житие Дмитрия Донского») |
4 | Детская литература XVIIIв. | Чтение произведений МВ Ломоносова, Н.Г. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова, А.Т. Болотова вошедших в круг детского чтения, Составление краткого конспекта главы «Русская детская литература XVIIIв.» из учебника Ф.И. Сетина «История детской литературы». | 2 | Собеседование по чтению, проверка конспектов |
5 | Детская литература первой пол.XIXв.; ее основные тенденции, направл., жанры | Чтение произведений для детей, написанных в первой половине XIX в.: детских стихотворений А.Ф. Мерзлякова («От Аннушки маменьке при подарке альбома», «Утро», «Хор детей маленькой Наташе»), баллад, сказок и стихов для детей В.А. Жуковского, сказок и стихов, вошедших в круг детского чтения, А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова, исторической книги для детей А.О. Ишимовой «Бабушкины уроки, или русская история в разговорах для детей» | 4 | Собеседование по чтению, проверка знаний наизусть, подготовка сообщений, их заслушивание
|
6 | В.А. Жуковский как писатель и педагог
| Чтение стихотворений и сказок В.А. Жуковского, адресованных детям и вошедших в круг детского чтения (стихи: «Котик и козлик», «Птичка», «Жаворонок» и др., сказок: «Сказки об Иване Царевиче и сером волке», «Сказки о царе Берендее», «Мальчик - с - пальчик», «Тюльпановое дерево»). Заучивание наизусть 2-3 стихов В.А. Жуковского (по выбору студентов). Анализ одного из стихотворений для детей. Анализ одной из сказок В.А. Жуковского для детей (по выбору студентов). Работа по анализу текстов выполняется в письменной форме. Ведение словарика. | 4 | Проверка письменной работы; устный ответ на практическом занятии; проверка словарика; проверка выразительного чтения произведения В.А. Жуковского наизусть письменная работа по проверке знания текстов произведений В.А. Жуковского |
7 | А.С. Пушкин – детям
| Чтение произведений А.С. Пушкина, вошедших в круг детского чтения и заучивание стихотворений фрагментов из сказок («Няне» , «Зимнее утро» , «Зимний вечер» , фрагментов из романа «Евгений Онегин»). Анализ одного из стихотворений, вошедших в детское чтение. Анализ одной из сказок А.С Пушкина вошедших в детское чтение (письменно). Ведение словарика.
| 4 | Собеседование по чтению, проверка письменных работ. |
8 | П.П. Ершов. Сказка «Конёк - горбунок»
| Чтение сказки «Конёк - горбунок», заучивание её отдельных фрагментов. Анализ сказки в сопоставлении с одноимённой народной сказкой, послужившей её основным источником. Ведение словарика. Выполнение практического задания (письменно). | 4 | Проверка письменной работы. Проверка ведения словарика. Устный ответ на практическом занятии.
|
9 | Романтическая проза, адресованная детям: повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» |
| 4 | Собеседование по чтению. |
10 | В.Ф.Одоевский как педагог и детский писатель | Чтение рассказов и сказок В.Ф.Одоевского для детей; письменный анализ сказки «Мороз Иванович» в сопоставлении с народными сказками, послужившими основой сюжета | 2 | Собеседование по чтению, опрос, Проверка письменных работ. |
11
| Детская литература середины-второй половины XIXвека (основные тенденции, направления, жанры).
| Чтение и заучивание наизусть стихотворений русских поэтов, адресованных детям и вошедших в детское чтение. Сообщение о творчестве одного из русских детских поэтов середины-второй половины XIXвека. Письменный анализ одного из детских стихотворений Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика.
| 4 | устный ответ на практическом занятии; проверка конспектов; проверка словарика.
|
12 | Русская поэзия – детям (середина-вторая половина XIXвека)
| Чтение и заучивание наизусть стихотворений русских поэтов, адресованных детям и вошедших в детское чтение. Сообщение о творчестве одного из русских детских поэтов середины-второй половины XIXвека. Письменный анализ одного из детских стихотворений Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика.
| 6 | проверка знаний текстов стихотворений русских поэтов, тестирование; проверка письменной работы; проверка ведения словариков.
|
13 | К.Д. Ушинский как педагог и детский писатель
| Чтение научно-педагогических статей К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка», «Родное слово», «Руководство к преподаванию по Родному слову». Знакомство с хрестоматийной частью книг «Детский мир» и «Родное слово». Чтение произведений К.Д. Ушинского для детей, вошедших в его учебные книги: «Дети в роще», «Дети в училище», «Четыре желания», «Брат и сестра», «Чужое яичко», «Гадюка», «Бодливая корова», «Бишка», «Васька», «Петушок с семьей», «Слепая лошадь», «Хромой и слепой», «Пчелки на разведке»; цикла рассказов «Из детских воспоминаний» («Чистый понедельник», «Вербное воскресенье», «Страстной четверг», «Светлое воскресенье»). Анализ одного из рассказов К.Д. Ушинского, вошедших в программу для начальной школы (тематика, сюжет, образы). Обосновать, как в этом рассказе реализовались требования, которые К.Д. Ушинский предъявлял к детской литературе. Ведение толкового словарика.
| 4 | собеседование по чтению; проверка конспектов; проверка письменных работ. |
14 | Л.Н. Толстой как детский писатель | Чтение и анализ произведений Л.Н. Толстого для детей. Письменный анализ одного из рассказов Л.Н. Толстого (из тех которые изучаются в начальной школе). Аспекты анализа: тематика, сюжет, образы, стиль. Ведение толкового словарика. | 4 | собеседование по чтению; проверка ведения словарика; проверка письменной работы |
15 | Д.Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель
| Чтение рассказов и сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка, адресованных детям и вошедших в детское чтение: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зимовье на Студеной», «В глуши», «Вертел», «Кормилец», «Серая шейка», «Аленушкиных сказок». Ответы на вопросы: Каким представлено детство в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка? Какой общей темой связаны рассказы «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зимовье на Студеной»? Попытайтесь охарактеризовать героев этих произведений и раскрыть их нравственный смысл. Письменный анализ одного из детских произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка (по выбору студентов). Ведение толкового словарика.
| 4 | Собеседование по чтению и пониманию текста произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка. Проверка письменной работы.
|
16 | А.П. Чехов – детям
| Чтение произведений А.П. Чехова, адресованных детям и вошедших в детское чтение (повесть «Степь», рассказы «Ванька», «Беглец», «Событие», «Мальчики», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка», «Спать хочется», «На Страстной неделе», «Гриша» и т.д.).
| 4 | Собеседование по чтению и пониманию текста произведений А.П. Чехова. Проверка письменной работы. Проверка ведения словарика.
|
17 | Русская литература для детей конца XIX- началаXXвека |
| 10 | собеседование по чтению произведений русских и зарубежных писателей конца XIX- началаXXвека; проверка конспекта;проверка письменной работы; проверка ведения словарика. |
18 | Детская литература первой половины XXвека
|
Ведение словарика литературоведческих терминов, толкового словарика | 6 | Собеседование по чтению; Проверка конспектов; Проверка словарика.
|
19 | К.И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы
|
| 2 | собеседование по чтению; проверка письменной работы; проверка ведения словарика; устный ответ на практическом занятии |
20 | С.Я. Маршак как детский поэт
|
| 2 | собеседование по чтению; проверка письменной работы; устный ответ на практическом занятии; проверка ведения словарика |
21 | Б.С. Житков как детский писатель |
| 2 | собеседование по чтению; проверка письменной работы; устный ответ на практическом занятии; проверка ведения словарика. |
22 | Романтическая проза в детской литературе первой половины XXвека
|
| 4 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии; проверка письменной работы.
|
23 | А.И. Еремеев (Л. Пантелеев) как детский писатель |
| 4 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии |
24 | М.М. Пришвин как детский писатель
|
| 3 | Собеседование по чтению; Устный ответ на практическом занятии; Проверка письменной работы. |
25 | К.Г. Паустовский – детям
|
| 3 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии; проверка письменной работы.
|
26 | В.В. Бианки как детский писатель
|
| 2 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии; проверка письменной работы; проверка ведения словарика. |
27 | Литературная сказка и ее место в детской литературе XXвека
|
| 6 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии; проверка письменной работы; проверка ведения словарика. |
28 | Детская поэзия (А.Л. Барто, С.В. Михалков) |
| 4 | собеседование по чтению;устные ответы на практическом занятии;проверка знаний текстов стихотворений наизусть;проверка ведения словарика.
|
29
| В.А. Осеева как детская писательница |
| 2 | собеседование по чтению; устный ответ на практическом занятии; проверка письменной работы; проверка ведения словарика.
|
30
| Н.Н. Носов как детский писатель
|
| 4 | Собеседование по чтению; Устный ответ на практическом занятии; Проверка письменной работы; Проверка ведения словарика.
|
331 | Детская литература 60-80-х г. XXвека |
| 110 | Собеседование по чтению; Устный ответ на практическом занятии; Проверка ведения словарика |
32 | Детская литература конца XX- началаXXIвека |
| 66 | Собеседование по чтению; Устный ответ на практическом занятии; Проверка ведения словарика. |
33 | Детская литература «русского зарубежья» |
|
6 | Собеседование по чтению; Устное сообщение на практическом занятии; Проверка ведения словарика. |
34 | Переводная детская литература |
| 88 | Собеседование по чтению; Устное сообщение на практическом занятии; Проверка ведения словарика. |
|
144 |
|
- Детская литература
- Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Пояснительная записка
- Структура и содержание дисциплины (модуля) Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Раздел I .Возникновение и становление детской литературы в России (11-18 вв.).
- Тема 1. Детская литература как гуманитарная дисциплина. Ее предмет и задачи. Специфика формы и содержания, тематика, жанровый состав. Понятие «детское чтение». Оформление детской книги.
- Тема 2. Фольклор как исток детской литературы.
- Тема 3. Круг детского чтения и детская литература Древней Руси.
- Тема 4. Детская литература 18 вв.
- Раздел 2. Детская литература хiх в.
- Тема 5. Детская литература первой половины хiх в.
- Тема 6. В. А. Жуковский. Личность и место в русской литературе. Особенности романтизма в. А. Жуковского.
- Тема 12. Русская поэзия – детям.
- Тема 18. Детская литература первой половины хх в.
- Тема 19. К. И. Чуковский как детский писатель, критик, переводчик, теоретик детской литературы.
- Тема 20. С. Я. Маршак как детский поэт, критик, переводчик, редактор.
- Тема 32. Детская литература конца 20 – начала 21 века.
- Тема 34. Переводная литература.
- Практические занятия
- Тема 2. Русская народная сказка
- Тема 6. В.А. Жуковский как педагог и детский писатель План занятия
- Тема 7. А.С. Пушкин – детям.
- Тема 8: п.П. Ершов – детям. Сказка «Конёк - горбунок».
- Тема 9. Романтическая проза, адресованная детям. Сказка а. Погорельского «Черная курица, или подземные жители».
- Тема 10. В.Ф. Одоевский как педагог и детский писатель.
- Тема 12. Русская поэзия детям. План занятия
- Тема 14. Л.Н.Толстой как детский писатель.
- Тема15. А.П. Чехов – детям.
- Тема 19. К.И. Чуковский как детский писатель.
- Тема 20. С.Я. Маршак как детский поэт.
- Тема 24. М.М. Пришвин как детский писатель.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Тема 25. Рассказы к.Г. Паустовский для детей.
- Тема 26. В.В. Бианки как детский писатель.
- Тема 27. Литературная сказка и ее место в детской литературе XX века (а.Н. Толстой, а. Волков, е. Шварц, я. Ларри, п. Бажов)
- Тема 28. Стихи а.Л. Барто и с.В. Михалкова для детей.
- Тема 32. Детская литература конца XX начала XXI века.
- Тема 34. Переводная детская литература.
- Содержание самостоятельной работы студентов
- Темы докладов и рефератов
- Примерный план анализа (рецензии) одного из произведений, написанных для детей или вошедших в детское чтение
- Образовательные технологии
- Формы контроля за формируемыми знаниями, умениями, компетенциями
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету
- Темы курсовых работ
- Темы выпускных квалификационных работ
- Тематика контрольных работ
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины