logo search
Русская постмодернистская литература

Постмодерн как новая эпоха истории западной цивилиза­ции: концепция Джеймсона.

Сущностные парадигмы постмодерни­стского дискурса были разработаны американским литературоведом Фредриком Джеймсоном, исходившим в своих построениях одновре­менно из марксистских представлений о художественном творчестве и французской "теории текста", наделяющей Текст подрывной ролью в борьбе с идеологией.

Наступившая эпоха, по представлениям Джеймсона, впервые опи­сана в книге Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно "Диалектика Просвещения" (1944). Это эпоха, знаменующая конец Нового Време­ни, созданного им образа мира, типа культуры, — принципиально иной этап в развитии западной цивилизации. Для обозначения данной эпохи Джеймсон использует термин "постмодернизм", воскрешенный в 60-е гг. американским литературоведом Ихабом Хассаном.

Исследования французских постструктуралистов Джеймсон рас­сматривает в связи с феноменом "послевоенной американской куль­туры — культуры мультнациональных банков и управляемого средст­вами массовой коммуникации мира электронно-технического эрзаца; | культуры, преобразовавшей земной шар и, таким образом, — создав­шей новое пространство, которое необходимо было нанести на карту" [339, с. 52]. Произведения литературы и искусства трактуются им как "случайность* данной системы, отражающая "трещины и пробелы" в ней.

Постмодернизм Джеймсона, таким образом, не что иное, как постмодерн.

Параллельно с литературоведением, искусствоведением, культу­рологией идеи и концепции французских постструктуралистов активно осваиваются американской социологией.

51